Жак Дуайон: «Мне особенно приятно, что «Родена» увидят в России и Китае»
23 мая 2017 года в рамках 70-го Каннского кинофестиваля в основном конкурсе прошла премьера биографической драмы «Роден». В российский прокат фильм выйдет 27 июля (дистрибьютор – компания «Русский репортаж»). Режиссер ленты Жак Дуайон в эксклюзивном интервью порталу ПрофиСинема рассказал о влиянии Родена на движение феминизма, своем подходе к съемкам, методе работы с актерами, а также о том, почему для него важно, чтобы его новую работу увидели в России.
Фаина Фардо:
Изначально вы планировали снять документальный фильм о Родене, но в какой-то момент концепция поменялась и вы решили сделать игровой фильм. Когда это случилось, и почему вы на это решились?
Жак Дуайон:
Такая практика для меня не в новинку – подобное происходит довольно часто. За свою карьеру я снял множество игровых и несколько документальных картин, и признаюсь, некоторые из них были сделаны без страсти. И это мучительно, поэтому таких ситуаций я стараюсь всеми силами избегать.
Когда мне предложили снять документальный фильм о Родене, то и предположить не мог, что он трансформируется в игровой. Но когда началась работа, то стало ясно, что мне не интересно делать эту картину в документальной форме, и что я хочу подойти к творчеству Родена через призму восприятия его работ, показать процесс их создания. Для этого подходило только игровое кино.
Фаина Фардо:
Почему вам было важно показать этот процесс? И что вы делали, чтобы добиться аутентичности?
Жак Дуайон:
Мы видели так много фильмов о знаменитых художниках и скульпторах, в которых рассказывается о них самих, но при этом за кадром остается процесс создания их работ. Отчасти это объяснимо – актерам сложно рисовать в кадре, создавать скульптуры и т.д. Для того, чтобы добиться достоверности, мы работали с Венсаном на протяжении недель и даже месяцев. Важно было придать его рукам нужную пластичность.
Фаина Фардо:
Каких принципов вы придерживаетесь при работе с актерами? Каков ваш творческий метод?
Жак Дуайон:
Я очень требователен, и относится это не только к актерам. Но при этом, находясь на площадке, я не хочу обращать внимание на технические детали, и у меня в голове нет заранее четкого понимания, как будет снята та или иная сцена. Мы с актерами репетируем, обсуждаем возможные варианты, после чего выбираем то, что наиболее соответствует органике сцены.
До наступления цифровой эры в кино в каждом фильме у меня было в среднем 20-40 сцен, при этом я делал большое число дублей. После внедрения цифрового оборудования количество сцен возросло – теперь я могу не ограничивать себя ни в чем. Если нужно, могу снять и 30, и 40 дублей.
В «Родене» 47 сцен. Главный принцип – съемка сцен с внутрикадровым монтажом. не важно, чтобы актеры вошли в определенное эмоциональное состояние и могли отыграть сцену целиком, от начала до конца. Конечно, артистам приходится непросто, но результат того стоит.
В жизни я не очень разговорчив, но когда заходит речь о взаимодействии с актерами, я говорю очень много, пытаясь объяснить им максимально точно и подробно, чего я хочу добиться.
Фаина Фардо:
И как, вам всегда удается найти нужные слова? Не случалось ли такого, что вы выходили из себя?
Жак Дуайон:
Нет, этого не происходило ни разу. Для меня съемки фильма – это игра. А игра предусматривает получение удовольствия от процесса. Если же он не приносит положительных эмоций, нужно менять профессию и заниматься чем-то другим. Того же я жду от актеров. Знаю, они часто говорят, какое давление испытывали на съемках, и как тяжело дались съемки той или иной сцены, но иногда мне кажется это лукавством, цель которого – показать, насколько значительна их работа. Так вот, мне важно, чтобы они наслаждались процессом создания фильма вместе со мной. И это важнее всего остального. Когда я снимаю кино, то я молодею на 10 лет – все потому, что я действительно счастлив! Правда, после окончания съемок эти годы возвращаются ко мне обратно. Съемки – это пространство, в котором я обретаю свободу и могу творить. В этом состоянии ко мне и приходит понимание, в каком ключе решать ту или иную сцену. Как мы знаем, одни и те же ноты можно сыграть совершенно разными способами. То же и со сценарием. Дело не в словах, не в диалоге, а в том подтексте, который в них вкладывается.
Фаина Фардо:
Насколько далеко может вас завести эта свобода, обретаемая в процессе съемок?
Жак Дуайон:
Я скажу так. Нельзя следовать четкому плану. Если ты все распланировал до начала съемок, продумал каждый ракурс, каждое движение актера, и теперь осталось лишь в точности воплотить это в жизнь, значит, ты не режиссер, а продавец в мясной лавке. Это не кино, а процесс нарезки ветчины к обеду. Если вдруг когда-нибудь я поймаю себя на мысли, что использую этот подход в создании фильма, то уйду работать в мясную лавку или булочную.
Фаина Фардо:
В фильме от одного из героев звучит фраза, намекающая на то, что Роден способствовал развитию феминизма. Вы именно такой смысл в нее вкладывали?
Жак Дуайон:
Роден и в самом деле сделал очень много для развития движения феминизма и высвобождения сексуальности женщин. Разумеется, ему удалось этого добиться благодаря его новаторскому подходу к созданию скульптур. Многие его современники считали их слишком фривольными. Находились и те, которых его работы оскорбляли. Многие винят Родена в том, что он был несправедлив к Камилле Клодель, но я так не считаю. Не забывайте, что он поддерживал ее в течение десятилетия, когда они были вместе, и продолжал помогать после разрыва. Иногда мне кажется, что люди слишком однобоко воспринимают фигуру Родена.
Фаина Фардо:
Кстати, Роден произносит фразу, что он был рабом своих страстей очень долго, и теперь хочет свободы.
Жак Дуайон:
Это относится к его отношениям с Камиллой, которые были полны страсти. И через три года после их окончания он смог полностью сфокусироваться на творчестве и создать множество удивительных работ. Он не хотел больше находиться под властью тирании чувств и разрушительной страсти, и смог направить свою страсть в русло творчества.
Фаина Фардо:
«Роден» выходит в прокат не только во Франции, но и в других странах, в том числе в России. Насколько для вас важно, чтобы картину увидели зрители в других странах?
Жак Дуайон:
У меня были разные фильмы. Некоторые из них не смотрел практически никто даже во Франции, моей родной стране. Конечно, это обидно, потому что я снимаю не для себя, а для публики. К сожалению, иногда чутье подводит, и лента, которая задумывается как зрительская, оказывается чем-то иным и не находит нужного отклика. В случае с «Роденом», мне кажется, случилось по-другому. Я был чрезвычайно рад узнать, что картина закуплена сразу на несколько территорий, особенно мне отрадно, что мой фильм увидят в России и Китае. Это просто невероятно – осознавать, что твоя работа может быть интересна представителям других культур. Надежда на то, что ее могут посмотреть не сотни или тысячи человек, а, возможно, даже миллионы, наполняет мое сердце трепетом и радостью.