Иван Шахназаров: «Рок» - кино о том, чего бы мне хотелось, но что никогда не сбудется»
С 7 по 14 июня 2017 года в Сочи пройдёт XXVIII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Интернет-портал «ПрофиСинема» – информационный партнер фестиваля – представляет интервью с участниками конкурсной программы. Режиссер Иван Шахназаров покажет в конкурсе свой полнометражный дебют – фильм «Рок». Картина снята в жанре роуд-муви. В интервью «ПрофиСинема» режиссер рассказал, как из короткометражки с одноименным названием родилось полнометражное кино, о своих любимых рок-группах, и о том, как к картине относится его отец – Карен Шахназаров.
Александра Иванова:
Вы помните тот момент своей жизни, когда вы чётко решили, что будете режиссёром, продолжите семейную династию? Были ли ещё какие-то варианты развития вашей профессиональной судьбы, или это всё-таки был только кинематограф, без вариантов?
Иван Шахназаров:
С детства я, естественно, в той или иной степени вертелся в этой среде и знал, что она из себя представляет. Это единственная сфера деятельности, о которой я знал максимально много. Я занимался в театральной студии, мне это нравилось. В общем, я с самого начала предполагал, что моя работа будет связана с творческой, гуманитарной сферой. Но не было уверенности, что это будет именно кино. Долгое время я хотел поступать на актерский. Был период, когда я подумывал пойти на юридический. Но это быстро прошло. И в результате я поступил на режиссуру, в мастерскую Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко. На первом курсе всем 20 студентам давали одинаковое задание: надо было, абстрагировавшись от пьесы, поставить диалог, самому придумав предлагаемые обстоятельства. Мне было интересно этим заниматься, понравилось работать с актерами, придумывать. Тогда я первый раз получил моральное удовлетворение от процесса.
Александра Иванова:
Ваш полнометражный фильм «Рок» вырос из вашей короткометражки с тем же названием. Почему вы решили вернуться к этой теме и расширить её?
Иван Шахназаров:
Нам со сценаристом Ваней Заваруевым понравились персонажи и сама эстетика истории. И захотелось представить, что бы с этими героями могло происходить дальше. Мы написали сценарий для полного метра. А года через полтора раздался звонок из компании «ВГИК – Дебют» от Федора Максимовича Попова с вопросом, есть ли у меня сценарий, с которым я бы мог запуститься. Так все и началось.
Александра Иванова:
Вы взялись за интересный, но довольно сложный жанр – роуд-муви – в российском кино к нему обращаются не так часто. Чем он вас привлёк?
Иван Шахназаров:
Мне вообще нравится эта тема: дорога, путешествия, музыка. Во многом это кино о том, чего бы мне всегда хотелось, но что никогда не сбудется. Приключение и авантюра. Мне бы самому было интересно пережить такое приключение. В принципе, так и случилось. Мы проделали вместе с актерами путь их персонажей. Начали снимать в Брянской области и за месяц добрались до Москвы. По дороге еще заехали в город Людиново Калужской области. Там мы нашли сталелитейный завод, который производил тепловозы. Мимо города проходит их тестовое железнодорожное кольцо. Нам любезно, за что мы очень благодарны, дали тепловоз, шесть вагонов, и право кататься на этом кольце сколько угодно.
Александра Иванова:
Как мне показалось, слово «рок» в названии картины обозначает не только музыкальный стиль, но и рок в смысле – судьба. Это действительно так, вы вкладывали двоякий смысл в название фильма?
Иван Шахназаров:
Да. С моей точки зрения первостепенен здесь как раз смысл фатума. Мне хотелось создать ощущение присутствия какой-то потусторонней силы, которая ведет ребят, они ей подчинены, и она распределяет справедливость на их пути. Это кино про взаимосвязь вещей, по крайней мере, я пытался снимать об этом.
Александра Иванова:
В картине симпатичная и слаженная троица главных героев. Как вы подбирали актёров? Что для вас было основным в выборе?
Иван Шахназаров:
Кастинг у нас длился месяца два, мы попробовали много актеров, человек 50-60 точно. Но – к слову о роке, о судьбе – со всеми ребятами, которые в результате оказались у нас в кино, я так или иначе раньше в жизни сталкивался. Ваню Ивашкина, главного героя, я увидел когда-то давным-давно во ВГИКе в отрывке своего однокурсника, случайно оказавшись на этом показе. Диму Чеботарева я также случайно увидел в короткометражке своего знакомого. А Кирилл Фролов снимался у моего друга Ильи Учителя в его дебютной работе «Огни большой деревни», и я тоже для себя его отметил. И самое главное, что они – друзья, они друг с другом контактировали и до встречи на нашей съемочной площадке. Это стало основным аргументом в их пользу, потому что, когда они появляются вместе, сразу видно, что за ними есть какие-то отношения.
Александра Иванова:
Очень органичны песни, которые исполняют в картине герои – рок-музыканты. Веришь, что это именно их песни. Что это за музыка?
Иван Шахназаров:
Я долгое время искал подходящую музыку и не мог найти. По ощущениям мне было нужно что-то, напоминающее рок 90-х, типа «АукцЫона». Однажды художник-постановщик картины Нина Васильева предложила мне послушать группу «Наречие» (теперь она называется «Двенадцать»). Это ребята из МХТ, а музыка их хобби. Они получают от этого удовольствие, а не зарабатывают деньги. Я послушал песню «День дуры», она звучит у нас в начале картины, посмотрел их клип, который эстетически очень напоминал наше будущее кино. Подумал, что это наверняка неспроста, надо обязательно встретиться с руководителем группы Михаилом, поговорить, послушать еще. Мы сразу нашли общий язык и стали вместе работать.
Александра Иванова:
Актеры репетировали с музыкантами?
Иван Шахназаров:
Да, у нас было несколько репетиций, учили партитуры. Надо было добиться маскимального ощущения, что ребята играют сами. Нам еще повезло, что Кирилл Фролов действительно барабанщик, а Дима Чеботарев – басист. Ваня Ивашкин за три месяца научился играть на гитаре так, что к этому у меня не было никаких претензий. Ваня вообще уникальный человек. Он еще заочно учится на архитектурном, играет в театре, выпускает свой интернет-журнал, пишет статьи. Эта троица очень любопытные люди сами по себе. Было также важно, что мне интересно с ними поболтать, узнать что-то, просто провести вместе время.
Александра Иванова:
Вы сами поклонник рок-музыки? Какие группы вам близки?
Иван Шахназаров:
Я поклонник разной музыки, но больше мне нравится рок. Я люблю олдскульный рок, у меня любимая группа The Doors. Люблю также Led Zeppelin, Pink Floyd. В конце школы мне нравился рок-н-ролл, рокабилли, Чак Берри, Бадди Холли, Элвис Пресли, «Битлы». А недавно я увлекся занятиями на этнических барабанах, и слушаю, в основном, африканские ударные.
Александра Иванова:
Продюсеры как-то влияли на вас в процессе съемок, или же давали вам полную свободу?
Иван Шахназаров:
Продюсерская группа никоим образом не лезла в творческую часть, давала нам свободу на сто процентов. Это сложно, потому что сейчас производство устроено таким образом, что человек, который производит кино, всегда рассчитывает на какой-то определенный результат. Продюсер, к примеру, хочет, чтобы было, как у Гая Ричи или у Мартина Скорсезе. Но если ты хочешь, как у Гая Ричи, тогда тебе его и надо нанимать! А если ты нанимаешь Васю Пупкина, то ты доверяешь Васе Пупкину. Тебе нравится то, что он делал, и ты хочешь, чтобы это кино было снято его рукой. Это риск, на это никто сейчас не идет, потому что все зарабатывают деньги и ждут результата. Федор Максимович Попов полностью доверял творческой группе, за что я его уважаю и очень благодарен. Это был риск для него.
Александра Иванова:
Следующий вопрос банален, но неизбежен, и возможно, он вам уже надоел, и будет ещё надоедать какое-то время, пока вы будете находиться в начале своего творческого пути. Вы советуетесь с отцом, вам важна его поддержка? Он уже видел фильм?
Иван Шахназаров:
Видел, ему вроде понравилось. Я советуюсь с ним по ключевым вопросам. Показываю почти готовый сценарий, или фильм на стадии монтажа. И мне всегда приятно, когда я чувствую, что Карену Георгиевичу это нравится, считаю его большим авторитетом для себя.
Александра Иванова:
А у вас есть свой любимый фильм Карена Шахназарова?
Иван Шахназаров:
Есть. И он не один. Сейчас я подумаю… Наверное, самый любимый фильм, который я могу пересматривать много раз, это, естественно, «Курьер». Но бОльшее впечатление в эмоциональном смысле на меня произвели фильмы «Город Зеро» и «День полнолуния».
Александра Иванова:
Вы уже не первый раз на «Кинотавре», в том числе и в качестве конкурсанта. Что для вас значит этот фестиваль?
Иван Шахназаров:
Я уважительно отношусь к «Кинотавру», мне он нравится. А в этом году с нетерпением жду возможности показать картину людям. И это самое главное, что может дать «Кинотавр». Это вообще самое важное в кино, тот драйв, ради которого все снимается. Вот что я жду с нетерпением и волнением. Ну а если это приведет к каким-то результатам, я буду рад, естественно.
Александра Иванова:
Что вы думаете о прокатной судьбе «Рока»?
Иван Шахназаров:
Пока мы с Федором Максимовичем пришли к выводу, что у фильма сейчас должна сложиться фестивальная история. При хорошем раскладе она будет продолжаться до конца осени. А о прокате, наверное, следует говорить к началу следующего года. И это также будет зависеть от того, насколько успешной или неуспешной будет фестивальная судьба фильма.
Александра Иванова:
На ваш взгляд, участие в фестивалях влияет на прокат?
Иван Шахназаров:
В какой-то степени влияет. У нас ведь вариантов-то немного. В Америке прокатную стратегию начинают вырабатывать еще до начала съемок картины, потому что они уже приблизительно знают, что получится. В нашем случае никто не знает, что получится. Поэтому нужны фестивали, где фильм посмотрят много людей, имеющих отношение к кино, прокатчики.
Я верю, что если кино хорошее, оно всегда найдет дорогу к зрителю, безотносительно, есть у него прокат, или нет, есть реклама или нет. Но при этом есть куча примеров, когда действительно неплохое кино проваливалось в прокате из-за отсутстваия рекламы. Люди используют и потребляют то, что видят, то, что лежит на поверхности. У человека нет времени и интереса самому до чего-то докапываться, искать, интересоваться, он стал менее инициативен, мне кажется. Я думаю, ему надо показывать, предлагать, рекламировать. Это сейчас первостепенно. Кино надо раскручивать, таков современный мир. Плюс еще предвзятое отношение к российскому кино, люди скорей пойдут на «Форсаж», нежели на отечественную картину. Так что, за свое кино надо бороться, это очень важно.