Кирилл Плетнев: «Режиссура – моя давнишняя мечта»
C 7 по 14 июня 2017 года в Сочи состоится XXVIII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Портал «ПрофиСинема» как многолетний информационный партнер фестиваля начинает публикацию интервью с участниками конкурсной программы. Актер Кирилл Плетнев представит в Сочи свой режиссерский дебют в полнометражном кино – картину «Жги!» производства компании «Марс Медиа», продюсеры – Рубен Дишдишян, Вадим Горяинов. В интервью «ПрофиСинема» Кирилл Плетнев рассказал о работе над фильмом, о прокатных перспективах проекта и о звездных актерах, снимавшихся в ленте.
Александра Иванова:
Чаще всего, когда актёры идут в режиссуру, они объясняют это своей творческой нереализованностью в профессии. А что вас, актёра успешного и крайне востребованного, заставило заняться кинорежиссурой?
Кирилл Плетнев:
Меня ничего не заставило. Дело в том, что я изначально хотел быть режиссером. Я поступал на театральную режиссуру в ЛГИТМиК, но меня просто не взяли, мотивируя это тем, что мне 16 лет, и я еще не понимаю, о чем рассказывать. И потом Гриша Козлов, питерский режиссер, к которому я поступал, сказал: «Кир, я тебя специально не взял, потому что понимал, что тебе надо наиграться». А сейчас он мне предлагает у себя в театре-мастерской поставить спектакль. Так что, режиссура – это моя давнишняя мечта.
Александра Иванова:
Вы последовательно шли к своему полнометражному дебюту, за плечами – несколько короткометражных картин. Вы так нарабатывали опыт, накапливали материал? Легче было браться за полный метр, будучи уже режиссёром нескольких короткометражек?
Кирилл Плетнев:
Мастерская, в которой я учился во ВГИКе, называется «кинодраматургия и кинорежиссура», у нас было два профильных предмета. Драматургию вел Денис Родимин, а режиссуру – Владимир Алексеевич Фенченко. И мы выпускались со снятым коротким метром и написанным сценарием полного метра. Короткий метр у меня был «Настя», а дипломный сценарий «Жги!». То, что за плечами действительно было несколько работ, это хорошо, потому что я получил инструментарий, с которым можно профессионально работать с группой.
Александра Иванова:
Как появился сценарий фильма «Жги!»? Сюжет навеян историей британской певицы Сэм Бэйли, которая до того, как победить в музыкальном конкурсе, была надзирательницей в тюрьме?
Кирилл Плетнев:
Конечно. Я увидел в Яндексе ссылку на историю о том, что тюремная надсмотрщица – победительница шоу X-Factor, и меня это заинтересовало. А как раз в этот момент Родимин попросил присылать ему заявки на полные метры, и я написал этот сценарий. Сначала мы начали разрабатывать идею фильма с Александром Ефимовичем Роднянским, с Non-Stop Production. Но потом немного разошлись во мнениях, и я ушел с этой историей в свободное плавание. И потом нашел Рубена Дишдишяна и «Марс Медиа».
Александра Иванова:
Вы сами на него вышли?
Кирилл Плетнев:
Да. Вообще, это был долгий процесс. Я показывал сценарий огромному количеству людей, это продолжалось на протяжении года, и в итоге появился Рубен.
Александра Иванова:
Другие продюсеры отказывались работать с этим сценарием?
Кирилл Плетнев:
Не то, что бы отказывались, просто не проявляли интереса или, например, предлагали поменять возраст героини с 40 на 20.
Александра Иванова:
Но ведь тогда полностью бы поменялся смысл истории...
Кирилл Плетнев:
Разумеется. Они хотели сделать ее более маркетинговой, более прокатной, скажем так. И тот же Рубен мне тоже сначала это предлагал. Но я его убедил, что менять не надо, потому что тогда история проиграет, и он согласился, за что я его очень уважаю. А сейчас мы, собственно, получили продолжение – отказы дистрибьютеров. Им очень нравится фильм, но его целевая аудитория – не та, которая ходит в кинотеатры.
Александра Иванова:
А как, на ваш взгляд, стоит продвигать эту картину? Мне кажется, что у вас получился хороший зрительский фильм. Интересно следить за сюжетом, и в то же время есть глубина, картина заставляет задуматься.
Кирилл Плетнев:
Я знаю совершенно точно, что ее не стоит продвигать как обычный фильм. Объясню, по какой причине. На этапе создания трейлера мы уже столкнулись с этим моментом. Когда делают трейлер, как «историю Золушки», он уже не работает. Потому что это не только история Золушки. И дистрибьюторы не понимают, с каким сегментом надо взаимодействовать с точки зрения маркетинга. Вроде это не совсем история Золушки, но и не совсем криминальная история. Сейчас пробуем подать ее через историю «Тельмы и Луизы» - дружба, любовь, конфликт двух героинь. На мой взгляд, это фильм «сарафанного радио»: нужно делать большое количество предпремьерных показов, чтобы запустить «сарафан», чтобы на него пошел народ. Я думаю, что надо идти по тому же пути, по которому шли прокатчики фильма «Географ глобус пропил». По прокатной судьбе это фильмы одного порядка.
Александра Иванова:
Я знаю, что вы писали сценарий «Жги!» в расчёте на то, что главную роль сыграет именно Инга Оболдина. Ей сразу понравилась эта история и её героиня?
Кирилл Плетнев:
Да. Я с ней снимал «Настю» и понимал, что это она. Хотя я пробовал и других актрис. Рубен настаивал, чтобы были пробы. Пробовались прекрасные актрисы, и Ира Пегова, и Маша Звонарева. Эту роль могла бы прекрасно сыграть и Маша Аронова, и Аня Михалкова, и Наташа Суркова. У нас есть актрисы, которые могли бы это сделать очень лихо. Вот у Марии Семеновой были, например, замечательные пробы, но это был такой артхаус, а мне все-таки был нужен юмор. Невозможно делать историю про женскую тюрьму без юмора.
Инге понравилась история, но мне кажется, что она сначала не совсем правильно прочитала сценарий, немножко по-другому трактовала свою героиню. Она увидела в этом историю Пигмалиона, а для меня был важен момент, что она не столько меняется внешне, сколько меняется внутренне. Она все равно остается той же самой бабой из зоны, несмотря ни на что, и в этом ее прелесть. Благодаря компромиссам мы достигли понимания, и я очень доволен тем, что получилось.
Александра Иванова:
А кандидитура Виктории Исаковой на вторую женскую роль возникла не сразу?
Кирилл Плетнев:
Я не знал, кто будет играть вторую героиню. Внутренне предполагал, что это может быть Ксюша Раппопорт, и изначально у меня была пара Оболдина – Раппопорт. Ксении понравился сценарий, но как-то так получилось, что не срослось, то ли из-за ее занятости, то ли еще из-за чего. Потом начался поиск, пробовалось огромное количество актрис. Все актрисы и актеры, которые читали сценарий, очень хотели играть в этом фильме: Юля Пересильд, Женя Крегжде, Саша Урсуляк, все очень хорошие актрисы. И с каждой из них кино могло бы состояться. Но это была бы совершенно другая история. А сочетание Оболдиной и Исаковой давало и юмор, и абсолютное столкновение фактур, потому что у них уже в фактурах есть конфликт, и это для меня было важно.
Александра Иванова:
Как проходил остальной кастинг? Очень удачные попадания абсолютно на все роли. И, в принципе, вашу картину можно назвать звёздной, снимались известные актёры – Владимир Ильин, Татьяна Догилева.
Кирилл Плетнев:
Когда смотрел «Время первых», думал, глядя на Ильина: «Я работал с этим Артистом!» Я его обожаю, начиная с фильмов «Мой любимый клоун», «Авария – дочь мента». И на самом деле, я всегда мечтал с ним поработать. Правда, эту роль у нас должен был играть Сергей Валентинович Сосновский. Но у него была операция. Мы остановились в кастинге и не понимали, а кто вообще это сможет сыграть? И практически одновременно, не сговариваясь, со вторым режиссером Олей Голубевой сказали «это Владимир Ильин». Но было ощущение, что он какой-то совершенно недосягаемый. Если с Таней Догилевой мы были знакомы, и я мог ей позвонить и сказать: «Таня, почитайте, пожалуйста», то с Ильиным не был знаком. Я нашел его телефон, дозвонился, он сказал: «Принесите сценарий». А потом выяснилось, что Владимир Ильин очень дружит с Ингой, и когда он узнал, что она будет сниматься, сразу согласился.
Александра Иванова:
Для меня ваш фильм в первую очередь о внутренней свободе и несвободе. А как вы сами определите основную идею, мысль вашей картины?
Кирилл Плетнев:
Да, я также для себя его определяю. Основная идея в том, что человек сам себе запрещает быть счастливым. Мы все прекрасно знаем, чего хотим. Но существует огромное количество даже не условностей, а просто некоего груза ответственности – перед семьей, родителями – есть какой-то шлейф воспитания, и все это тебя уводит в сторону от того, чего ты на самом деле хочешь. И редко кто может взять и шагнуть туда.
Александра Иванова:
Получается, что героиня Виктории Исаковой, которая сидит на зоне, гораздо более свободна, чем те, кто находятся не в заключении.
Кирилл Плетнев:
Конечно. Это МакМерфи в юбке. Я для себя ее так определил. И мы с Викой обговаривали, что фильм «Пролетая над гнездом кукушки», референс для ее роли. Мне вообще эта тема очень симпатична и интересна. Например, очень хочу поставить «Кукушку» в театре.
Александра Иванова:
Кто поёт оперную арию за главную героиню?
Кирилл Плетнев:
На площадке при записи чернового звука мы поставили запись Монтсеррат Кабалье. Но использовать ее в картине было нельзя – это бешеные деньги. Мы экспериментировали, смешивали несколько голосов, делали разные обработки, чтобы достичь похожего эффекта. Потом нашли приму театра Станиславского и Немировича-Данченко Иру Ващенко, и она спела, по-моему, очень близко к Кабалье.
Александра Иванова:
А кто исполняет песни, и, в частности, «Старинные часы»?
Кирилл Плетнев:
В начале фильма поет Яся Дегтярева, девочка из «Голоса». А во взрослом варианте Инга поет сама. У нас вообще все актеры поют своими голосами. Совершенно роскошный композитор и саунд-продюсер Артем Михаенкин, работавший как продюсер на «Самом лучшем дне», заставил там петь Нагиева и всех остальных. У него поют все. В финальной версии фильма пою даже я, читаю рэп. Самое забавное, что я никогда не умел петь и боюсь этого больше всего, наверное.
Александра Иванова:
Как удалось пригласить на эпизодические роли звезд шоу-бизнеса – Ларису Долину, Диму Билана, Антона Комолова, Ольгу Шелест?
Кирилл Плетнев:
Получилось очень легко. Дима вообще у нас снялся бесплатно и попросил придумать ему сцену. Мы решили, что он будет говорить по телефону, что он не хочет играть самого себя и ему все надоело. Вообще, нам повезло, что мы снимали московский блок после колонии, то есть у нас было отснято две трети материала. Я встречался с каждым индивидуально, показывал материал, им нравилось и они соглашались. Жалко, что не снялся Константин Меладзе, потому что Костя был первым человеком, который поверил в эту историю, и он нам подарил свои песни для фильма.
Александра Иванова:
Где проходили съёмки? Это реальная колония?
Кирилл Плетнев:
Да, это реальная колония для несовершеннолетних, в городе Невель, который находится рядом с Великими Луками в Псковской области, но законсервированная. Для нас это стало подарком судьбы, потому что, если бы снимали в действующей колонии, пришлось бы отталкиваться от режима заключенных. Мой прекрасный друг Андрей Голиков, милиционер из Пскова, с которым мы познакомились на съемках «Диверсанта», нашел нам эту колонию. Владимир Валентинович Меньшов, который входит в совет ФСИНа, свел меня с министром, и разрешение на съемки было получено за полчаса.
Александра Иванова:
Именно на «Кинотавре» была отмечена ваша режиссерская короткометражная работа «Настя». Что вы ждете от нынешнего фестиваля?
Кирилл Плетнев:
Я очень рад, что фильм покажут на большом экране, в конкурсе, что его увидит очень много людей, что мы с женой, с друзьями, с актерами, со съемочной группой прекрасно проведем там время. А что будет дальше – посмотрим…