Юлия Матяш: «Преимущество каталога «Совтелеэкспорта» в разножанровом и разноформатном предложении международным покупателям телеконтента»
Сегодня, 4 апреля 2016 года в Каннах (Франция) начинает свою работу MIPTV. Каталог контента ВГТРК на международном рынке представляет дистрибьюторский филиал ВГТРК компания «Совтелеэкспорт». В преддверии мероприятия главный редактор ПрофиСинема Нина Ромодановская поговорила с директором компании «Совтелеэкспорт» Юлией Матяш о том, на какие проекты сделан акцент на нынешнем рынке, как оценивается потенциальная успешность новых проектов для международной аудитории, какие тенденции спроса на российскую телепродукцию в мире, какой продукт стабильно пользуется популярностью и многом другом.
Нина Ромодановская:
На рынке MIPTV в Каннах «Совтелеэкспорт» в очередной раз представит каталог контента ВГТРК. В качестве топовых проектов в этот раз заявлены картины World Order, Russian beauty и Expedition 4K & 6K. Почему именно на эти проекты вы делаете акцент? Закрыты ли уже по этим проектам какие-либо территории?
Юлия Матяш:
На самом деле в нашем каталоге представлены не менее 20 новинок – и это лучшие образцы разных категорий и жанров: документальные и художественные фильмы, сериалы, ТВ-шоу. Собственно, в этом наше преимущество — обычно каталоги фокусируются на каком-либо одном жанре или формате.
Каждый продукт в нашей подборке заслуживает внимания, но мы неслучайно выделили ряд проектов. Документальный фильм, международное название которого World Order, совсем недавно вышел в эфир на Телеканале Россия под названием «Миропорядок». World Order относится к набирающему всё большую популярность в документальном кино жанру current affairs. Это уникальный и смелый анализ современной геополитической ситуации, основанный на интервью авторитетного российского журналиста Владимира Соловьёва с президентом Владимиром Путиным. Беседа начинается с провокационного вопроса, который приковывает внимание зрителя к экрану: «Будет ли война?».
Фильм стоит в одном ряду с двумя нашими предыдущими интересными проектами — «Крым. Путь на Родину» и «Президент». Такая документалистика выходит с определенной периодичностью и всегда вызывает большой интерес — не только в России, но и в мире. Например, датское государственное телевидение и итальянский холдинг Mediaset приобрели фильм «Президент». Канадское телевидение показало «Освобождение Крыма», подготовив тем самым площадку для современной истории в фильме «Крым. Путь на Родину». Эта волна интереса — причина, почему мы делаем ставку на World Order. Российская документалистика уникальна и востребована, в международном каталоге ВГТРК она всегда составляет более 60% контента .
Сериал Russian beauty («Красота по-русски») — это любовная драма, 12 серий по 44 минуты, рассказывающая историю русской манекенщицы. Понятие «Russian beauty» давно стало международным брендом. Изюминка проекта - воссоздание мира моды 60-х годов, а также блестящая актёрская игра и качественная картинка. Это классическая история для дистрибуции, так как по результатам исследований ТВ-программ сериалы в жанре драма - наиболее популярный контент во всем мире.
Expedition 4K & 6К – новый продукт высочайшего качества, включающий короткие видеоролики и многочасовой футедж со съемок самых живописных и труднодоступных ландшафтов России. Специально были организованы экспедиции съемочной группы в отдалённые места страны, продлившиеся полгода. Сейчас проект реализуется в виде 10-секундных роликов в эфире Телеканала Россия, но они произведены на основе огромного многочасового материала, который можно продавать для использования в кино, для производства многофункционального видео. Мы сейчас ведём переговоры с крупнейшими агентствами, которые занимаются продажами кадров для кинопроизводителей. Этот формат очень востребован, поэтому мы решили выставить его в форвардах.
Нина Ромодановская:
Расскажите подробнее о роли форматов 4K и 6K. Насколько они способствуют повышению продаж контента?
Юлия Матяш:
4K, 6K или Ultra High-Definition — это технические стандарты современного цифрового телевидения, ТВ сверхвысокой чёткости отображения контента. 4К UHD получает все большее распространение — 4К телевизоры уже доступны по всему миру. И проблемой становится отсутствие контента для такого разрешения в достаточном количестве. Соответственно, 4К-видео очень востребовано на рынке. Однако надо понимать, что телекомпаний с таким стандартом вещания пока не так уж много. Кроме того, 4K и 6К — это форматы, которые дают возможность адаптации картинки для различных онлайн-платформ.
Нина Ромодановская:
Как вы просчитываете потенциальную успешность новых проектов для международной аудитории? Какими принципами при этом руководствуетесь?
Юлия Матяш:
Главные принципы – адекватность аудитории, актуальность и универсальность предложения. Мы тщательно отбираем контент, опираясь на почти 20-летний опыт работы на рынке международной дистрибуции. Предложение формируем учитывая данные анализа конкретных территорий (мониторинг телеканалов и телесмотрения), жанровые тренды в индустрии, заявленные потребности наших партнеров.
Мы проводим тщательную экспертизу и предпродажную подготовку продукта для зарубежного рынка, руководствуясь чуть ли не математическими принципами, если необходимо, вносим изменения в готовый проект. Могут быть несколько вариантов одного и того же продукта для разных регионов: разное количество серий, варьирующийся суммарный хронометраж, динамика каждого эпизода. Есть специфика на испаноязычных территориях, на Ближнем Востоке, и мы учитываем все нюансы, заранее подготавливая продукт под требования локального рынка. Зачастую это делается за счёт международных дистрибьюторов, которые сами вкладываются в перемонтаж или переозвучку.
Таким образом, мы формируем из пула готовых проектов коммерческое предложение под спрос, позиционируя продукт индивидуально для разных территорий. Конечно, адаптация уместна, когда есть понимание, что продажи на этих территориях отобьют затраты. В то же время, все эти принципы могут не учитываться, если речь идёт о настоящей «бомбе», универсальной истории.
Когда вы имеете дело с каталогом очень важно понимать, что на зарубежном рынке для успешных продаж важна «чистота жанра» — классический детектив, мелодрама, развлекательное произведение, которые должны соответствовать определённому набору требований. Смешение жанров и неточное определение аудитории — это болезнь российского контента.
Нина Ромодановская:
Каталог «Совтелеэкспорта» изобилует сильными проектами, каждый из которых имеет высокие шансы привлечь международных байеров. Случались ли в вашей практике ситуации, когда вы не возлагали особых надежд на определенный проект, а он срабатывал выше ожиданий, привлекая повышенное внимание иностранных закупщиков? Благодаря каким качествам проекта это происходило?
Юлия Матяш:
Такие ситуации встречаются, но довольно редко. Можно вспомнить пример боевика производства «Россия 2» — «Позывной «Стая»», международное название WOLFPACK. Мы действительно не ожидали, но на него возник большой спрос в Китае. Рынок – это очень мобильный организм, и просчитать все до конца не удается. Никогда не знаешь, какие контакты возникнут на рынке, и каковы потребности новых байеров.
Проще сказать, какой продукт всегда пользуется спросом – это качественный, зрелищный, высокобюджетный контент, отличающийся чистотой жанра.
Нина Ромодановская:
ВГТРК принимает участие во всех значимых международных кино- и телерынках уже более 15 лет. Какое место среди них занимает рынок MIPTV? В чем его особенность и отличия от других рынков медиаконтента?
Юлия Матяш:
MIPCOM и MIPTV — это два самых крупных и сильных рынка в индустрии по всем параметрам: коммерческим, имиджевым и эмоциональным. Поскольку здесь огромное количество участников, есть возможность установить множество полезных контактов. Это очень престижное мероприятие, поэтому присутствие компании на МИПах существенно повышает узнаваемость и укрепляет имидж бренда. В 2015 году и ранее «Совтелеэкспорт» принимал участие во всех значимых международных рынках, сейчас в связи с кризисом, программы участия значительно сокращены, но стенд ВГТРК на MIPTV и MIPCOM продолжает работать.
Нина Ромодановская:
Какие тенденции спроса на российскую телепродукцию в мире вы можете выделить? Какая продукция стабильно пользуется популярностью? Или, возможно, существует контент, ранее не вызывавший особого интереса международных закупщиков, но в последнее время набирающий популярность?
Юлия Матяш:
В первую очередь хочется отметить главную устойчивую тенденцию последних лет: на международном рынке спрос на российский контент растёт. Если говорить в частности, то есть жанровые и технологические тенденции.
Стабильным спросом пользуются масштабные костюмные экранизации русской классики, аутентичная документалистика о русской культуре, об известных, брендовых персонах, о русской природе. До недавнего времени были популярны фильмы о Великой Отечественной войне, а в последнее время в связи с изменением геополитической ситуации рынок показывает спрос на проекты в жанре current affairs, то есть актуальный контент о современных социально-политических событиях.