Игорь Гуськов: «Каннский «Двухнедельник режиссеров» ждет заявок от российских режиссеров и продюсеров»
С 11 по 22 мая 2016 года пройдет 69-й Каннский международный кинофестиваль / Festival de Cannes. На Европейском кинорынке, который завершился 19 февраля 2016 года, мы встретились с Игорем Гуськовым – советником секции смотра «Двухнедельник режиссеров» по странам бывшего СССР (страны Балтии, СНГ, Грузии) – и поговорили об особенностях подачи заявок на участие в программе, и о том, каким критериям должна удовлетворять картина, чтобы быть отобранной в «Двухнедельник режиссеров».
Корреспондент:
Вы уже второй год являетесь советником «Двухнедельника режиссеров» Каннского международного кинофестиваля по странам бывшего СССР. Что можете сказать об итогах прошлого года?
Игорь Гуськов:
Для российской киноиндустрии было большим разочарованием то, что в основных программах Каннского международного кинофестиваля отсутствовали российские ленты – это относится как к короткому, так и полному метру. Но стоит отметить, что в программе Синефондасьон Мария Гуськова получила приз за свою талантливую работу «Возвращение Эркина». Тем не менее, в секцию, в которой я имею честь работать, не вошла ни одна картина из России.
Корреспондент:
А заявки от России были? Какая ситуация с коротким метром в этом году?
Игорь Гуськов:
В прошлом году в нашу секцию было подано рекордное число заявок от создателей короткометражных и полнометражных фильмов из России. Я хочу акцентировать внимание на том, что если они не попали в программу в прошлом году, то это не значит, что у российских кинематографистов нет шансов войти в программу в этом или следующем году. «Двухнедельник режиссеров» ждет заявок от российских режиссеров и продюсеров. Мы принимаем короткометражные фильмы до 4 марта и приглашаем российских режиссеров воспользоваться этой возможностью. Всего у нас в «Двухнедельнике режиссеров» будет 2-3 слота, которые формируются из отобранных работ, при этом длительность каждой подборки короткометражных лент составляет около полутора часов. Наш комитет отбирает наиболее интересные поисковые работы, ограничений по жанру нет: мы принимаем к рассмотрению документалистику, анимацию, игровое и экспериментальное кино. Продолжительность картины может варьироваться от 1 до 60 минут.
Корреспондент:
Значит ли это, что у картины, продолжительность которой составляет, скажем, 15 минут, больше шансов на включение в программу «Двухнедельника…», чем у ленты, чей хронометраж составляет 50 минут?
Игорь Гуськов:
Да, иногда это может быть сдерживающим фактором и останавливать отборщиков. Из России часто приходят ленты продолжительностью 40-50 минут. У нас всего две подборки фильмов по полтора часа (хотя, если много удачных картин, то мы добавляем третью). Если в секцию попадает 50-минутный фильм, то остаётся совсем мало места для других лент, чтобы на выходе получить спектр разных жанров и континентов. Хотя, если это действительно шедевр, то такая продолжительность не станет препятствием для его включения в программу. И в истории Двухнедельника такие примеры есть.
Корреспондент:
Каким образом осуществляется подача заявки на участие? Расскажите подробнее об этой процедуре.
Игорь Гуськов:
Раньше подача заявки на участие у нас была бесплатная, но нужно было отправлять DVD по почте. Сейчас участие стоит 25 евро, но процедура упрощается благодаря тому, что подать заявку теперь можно онлайн, загрузив свой фильм к нам на сайт в специальную директорию. Теперь можно не тратить деньги на транспортировку физических носителей и не переживать, успеет ли картина поступить к нам в срок. При этом, если фильм содержит диалоги, то необходимо наличие субтитров на английском или французском языке.
Корреспондент:
Помимо короткометражных работ, в «Двухнедельнике режиссеров» участвуют и полнометражные фильмы. Каковы особенности подачи заявок для полного метра?
Игорь Гуськов:
Заявки на участие полнометражных фильмов мы также принимаем онлайн, но сроки другие: дедлайн приема работ – 18 марта, при этом картина должна быть в нашем парижском бюро до 8 апреля. Пока нет возможности закачать фильм к нам на сервер. Можно прислать DCP, DVD или Blu-ray. Стоимость при подаче фильма на DCP составляет 170 евро, для DVD или Blu-ray – 120 евро (если вы подаёте фильм на Blu-ray, не забудьте приложить DVD, как записано в наших правилах).
Корреспондент:
Каким критериям должны удовлетворять картины, чтобы попасть в программу?
Игорь Гуськов:
Я хотел бы обратить внимание продюсеров и авторов, что наша программа отстаивает равенство жанров, поэтому мы открыты для самых разных картин. Если вы посмотрите наши программы последних пяти лет и попытаетесь их проанализировать, то сможете чётко различить структуру нашей программы: есть одна-две комедии, один-два хоррора или фантастических фильма, может случиться полицейский триллер, есть полнометражные анимационные и документальные фильмы (один-два). При преобладании, разумеется, драматических картин.
В прошлом году после четырехлетнего отсутствия у нас в программе был наконец-то фильм из бывшего СССР – «Покой нам только снится» Шарунаса Бартаса, который после премьеры получил признание и продолжил свое шествие по фестивалям. При этом стоит отметить, что в производстве этой копродукционной ленты принимала участие и Россия.
Корреспондент:
Ждете ли вы полнометражные картины из России в этом году?
Игорь Гуськов:
Пока российские комедии не совсем понятны иностранной аудитории, поэтому вряд ли в ближайшее время мы их увидим в «Двухнедельнике режиссеров», но я точно могу сказать, что российские режиссеры научились снимать качественные блокбастеры. Мне на ум сразу приходит фильм «Метро», например. Мы были бы рады получать на отбор такие картины, как «Ледокол» Николая Хомерики. Ведь Хомерики – не чужой в Каннах режиссёр. Он здесь побеждал в конкурсе студентов Синефондасьон, а потом показывал свой дебют в программе Особый взгляд. И есть надежда, что фильм-катастрофа, как, наверное, можно осторожно определить жанр новой работы Хомерики, получилась у него неординарная.
Другой важный момент. Сейчас в России распространено мнение, что из-за непростой политической ситуации у российских картин мало шансов, но я могу сказать, что это не так. Наша программа, как и другие каннские секции, открыта для российских фильмов, и мы будем чрезвычайно рады найти и представить талантливые и неординарные ленты из России.
В этом году я вижу несколько сильных кандидатов на включение в программу «Двухнедельника режиссеров» от России. Но последнее слово всегда за отборочным комитетом, перед которым, как в прошлом году, пройдёт не менее 1700 полнометражных картин. Ставки высоки, зная, что в итоге под обложкой программы окажется всего 18-20 полнометражных картин.