Режис Варнье: «Кинематографисты из разных стран быстро находят общий язык»
С 12 по 18 сентября 2015 года во Владивостоке проходит 13-ый Международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого», в состав международного жюри которого вошел французский режиссер и сценарист Режис Варнье. В эксклюзивном интервью для ПрофиСинема Варнье поделился своими впечатлениями от работы с русскими актерами, размышлениями о профессии режиссера и творческими планами.
Алена Сычева:
Скажите, вы заинтересованы в сотрудничестве с российскими продюсерами, русскими актерами?
Режис Варнье:
Да, конечно, я готов сотрудничать с русскими, работать в России. Мне это интересно.
Алена Сычева:
Значит, у вас остались хорошие воспоминания о работе над картиной «Восток-Запад», хотя, наверняка, было сложно?
Режис Варнье:
Это было очень тяжело: снимали зимой, на Украине, в Болгарии, была смесь актеров из разных стран: из Болгарии, Франции, России, Украины. И технический персонал тоже весь был разноязычный. Но я хотел ответить на вызов, которым для меня этот фильм являлся. Русские и украинские актеры помогли фильму приобрести свойства правдивости, жизненности, они самоотверженно дарили свои чувства картине. Так что работой я доволен.
Алена Сычева:
Сейчас копродукция становится все популярнее: как думаете, за копродукцией –будущее кино?
Режис Варнье:
Да, может быть… Есть два вида совместного производства. Первый – сотрудничество по экономическим соображениям, то есть объединение бюджетов. Я понимаю, что в определенных случаях это необходимо, но для меня данный аспект большого значения не имеет. Для меня совместное производство интересно, когда туда включена художественная составляющая. Сама история может затрагивать несколько стран: в этом смысле «Восток-Запад» – хороший пример. У нас есть французские персонажи, русские герои, и поэтому совершенно очевидна необходимость копродукции; сюжет и процесс создания фильма нуждались в этом.
Алена Сычева:
Было ли сложно объединить актеров, воспитанных в разных традициях?
Режис Варнье:
Было сложно, но не надо этим заниматься, если не готов меняться. Изначально было понятно, что придется столкнуться с разными подходами. Хотя, хочу сказать, кинематографисты из совершенно разных стран похожи. Ведут они себя похоже, узнают друг друга, быстро сходятся. Это касается и актеров. У них одна особая страсть к актерской профессии, они готовы работать вместе и быстро находят общий язык.
Мне очень понравилось работать с Олегом Меньшиковым, Сергеем Бодровым и Татьяной Догилевой. Они – настоящие профессионалы, отдавались работе полностью и многое привнесли в фильм, хотя им было нелегко, потому что они работали с французскими исполнителями. Меньшикову пришлось просто фонетически заучить свои реплики на французском языке, и у него, кстати, очень хорошо получилось. Если бы у меня была возможность снова с ним работать, я был бы очень рад. Не могу, к сожалению, сказать то же самое о Сергее Бодрове-мл., сами знаете почему… Он, кстати, никогда не хотел быть актером. Его отец все время побуждал к этому, и в «Кавказском пленнике»… Сергей хотел быть писателем и журналистом. Он открыл для себя кино через актерскую игру, но потом стал режиссером. Мне всегда казалось, что актерская работа ему не очень нравится, он ее как будто боялся.
Алена Сычева:
Что вас привлекает в проекте, чем вас можно заинтересовать?
Режис Варнье:
Дайте мне хорошую историю! Это главное. А так – не знаю, правда… Не могу дать сейчас поверхностный ответ, это нечестно. Но я открыт к разным предложениям. Может, даже возьмусь за исторический, сложнопостановочный проект…
Алена Сычева:
Какой творческой работой вы занимаетесь в настоящий момент?
Режис Варнье:
Я пишу роман, книгу. О чем – не могу сказать пока. И я пишу синопсис для телевизионного сериала. Потом надо будет найти продюсера, который, в свою очередь, будет искать возможности реализации. Я придумываю сейчас главное – персонажи, сюжет, о чем будет история… Может, распишу первый эпизод, а потом буду ждать, когда загорится зеленый свет.
Алена Сычева:
Значит, во многом профессия режиссера связана с ожиданием удачи, шанса?
Режис Варнье:
Да, конечно, режиссер должен уметь ждать и надеяться на удачу. Тут есть два момента: финансирование и ответы актеров (согласие или отказ). Именно эти моменты являются ключевыми в работе.
Алена Сычева:
Своей работе вы делаете ставку именно на актеров?
Режис Варнье:
Да-да, потому что их видят на экране, они передают смысл истории, эмоции. Они и есть сам фильм. Все остальные составляющие кино только помогают им.
Алена Сычева:
Если вы столь большое внимание уделяете актерской игре, то наверняка думали о театральной постановке?
Режис Варнье:
Меня однажды пригласили поставить спектакль, но предложение показалось мне не интересным… А так, я готов поработать в театре, была бы хорошая история и сильные актеры.