1 июня 2015 11:55
Денис Родимин: «Режиссура – это нелегкий путь»
С 7 по 14 июня 2015 года в Сочи состоится XXVI Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Портал «Профисинема» – информационный партнер фестиваля – продолжает публикацию интервью с участниками конкурсной программы. «Гость» – дебют в большом кино в качестве режиссера известного кинодраматурга Дениса Родимина, сценариста фильмов «Бумер» и «Духless», автора телефильмов «Бес» и «Чужая мать».
Алена Сычева:
Как и почему вы решили снимать кино в качестве режиссера?
Денис Родимин:
Это вечная история: у каждого драматурга есть кладбище сценариев – хороших, но с ними что-то не случалось. Есть даже сценарии, которые были куплены, но так и не поставлены. И очень часто хорошие сценарии превращаются в плохие фильмы, гораздо реже – наоборот.
Алена Сычева:
Как началась работа над фильмом «Гость»?
Денис Родимин:
Идея фильма возникла у меня давно, но оформилась в сценарий через много лет. Я искал, с кем бы вместе написать сценарий, и обратился к Ольге Слепцовой. Она училась у меня в мастерской во ВГИКе, закончила ее с очень хорошим дипломным сценарием. Она привнесла в сценарий фильма «Гость» огромное количество идей.
Алена Сычева:
Как состоялось сотрудничество с продюсером Сабиной Еремеевой?
Денис Родимин:
Мы с Сабиной давно и прекрасно знаем друг друга, параллельно учились во ВГИКе, в 2010 году делали вместе телефильм «Чужая мать». Я считаю, она – один из лучших, самых умных продюсеров в России, и она делает совершенно неординарное кино. Мы с ней об этой истории говорили много раз. Когда появился сценарий, она стала принимать в проекте участие. Мы получили финансовую поддержку Минкульта.
Алена Сычева:
Как проходили съемки?
Денис Родимин:
Это было невероятно сложно. У нас был самый прекрасный оператор, который только может быть: Олег Лукичев. Он очень требовательный, для него все, что появляется в кадре, имеет невероятное значение. Поэтому выбор натуры проходил тяжело и долго. Мы объехали много мест, старались оптимизировать съемки, потому что не могли себе позволить много переездов, а в фильме – огромное количество объектов. Нам пришлось все-таки переезжать: мы снимали под городом Выкса Нижегородской области, в Нижнем Новгороде и его окрестностях, в Воскресенске. Места были труднодоступные, потому что хотелось нетронутости и неожиданности от природы. Снимали в деревнях, расположенных в лесу, с населением в несколько человек. Там заканчивается дорога, а то и вовсе нет дороги. На некоторые объекты приходилось съемочную группу возить джипами челночным способом, потому что иначе туда добраться невозможно. В ближайшем Подмосковье все застроено дачами, и найти что-то похожее на настоящее практически невозможно.
Алена Сычева:
В фильме рассказывается современная история?
Денис Родимин:
Конечно, современная и узнаваемая, там нет никакого исторического пространства. Правда, в тех лесах и деревнях, где мы снимали, время практически остановилось. Например, мы снимали в доме, который был построен начале XIX века, и он жив, стоит. Время там совсем по-другому течет.
Алена Сычева:
Сложности не отбили у вас желание заниматься режиссурой?
Денис Родимин:
Я уже понял, что это нелегкий путь. Каждые съемки связаны с каким-то серьезным вызовом. Легко кино не рождается. Когда мы снимали «Чужую мать», в 2010 году, горело все Подмосковье, в городе было нечем дышать, стояла 40 градусная жара… «Гость» мы снимали по колено в болотах; под дождём; в холоде; в местах, куда без специального транспорта добраться невозможно. Тут нет никакого рока или фатума, просто любой творческий акт требует серьезных усилий.
Алена Сычева:
Усилия сценариста соизмеримы с творческой работой режиссера?
Денис Родимин:
Безусловно, на написание сценария уходит гораздо меньше творческих сил. В этом смысле работа драматурга гораздо проще, легче, чище. В общем, я понимаю своих коллег, который говорят, что никогда снимать не будут. Гораздо комфортнее за компьютером с чашкой чая что-то писать, а потом на премьере расстраиваться. Получается, единственный вызов – пойти на премьеру. Но можно же и не пойти…
Алена Сычева:
Сложно было найти исполнителей главных ролей?
Денис Родимин:
У нас был очень сложный поиск, до последнего не могли найти исполнителей двух главных ролей. Актеры тут очень важны, потому что все кино построено на их истории. Мы с Олегом Лукичевым и Сабиной Еремеевой отсмотрели всю молодежь, которая училась или выпустилась на тот момент из актерских ВУЗов; в Москве, Питере, Нижнем Новгороде, где мы только ни искали… Сначала нашли Катю Стеблину, выпускницу Кирилла Серебренникова. Мне кажется, она – будущая звезда, она так органично существует на экране, у нее бездна обаяния, она очень требовательна к себе. На роль главного героя из 300 претендентов мы отобрали несколько человек, но у них как-то не возникало химии с Катей. Мы стали искать в Прибалтике, и появился Арнас Федаравичус из Литвы. Он тогда совершенно не говорил по-русски. У него за спиной – большой полнометражный европейский фильм, со звездами и хорошим режиссёром. Он оказался свободен, мы сделали пробы, и что-то возникло: оказалось, что они с Катей безумно подходят друг другу.
Алена Сычева:
Между ними в фильме происходит любовная история?
Денис Родимин:
Между ними происходит, скорее, любовная драма, герои очень многое переживают вместе и сильно меняются к финалу. Для них то, что они переживают – серьезное драматическое испытание. При этом фильм смотрится с интересом: он захватывает, держит, за героями очень интересно наблюдать.
Алена Сычева:
Какая реакция, как вы думаете, будет у зрителей на ваше кино?
Денис Родимин:
Будут совершенно разные оценки: кому-то очень нравится Катя, кому-то – Арнас, причем это не зависит от половой принадлежности. Есть мнения полностью противоположные, очень неоднозначные оценки и эмоции. Кино оказывает свое эмоциональное воздействие, и на каждого – по-своему. Но я знаю, что кино получилось, потому что слишком много талантливых людей вложили в него совершенно искренне свои силы. Слишком сильно мы выложились в съемочном периоде, который был очень коротким, но прошел без сбоев; и в течение четырех месяцев, пока искали актера; и на озвучании, которое длилось почти полгода…
Алена Сычева:
Какие ожидания у вас связаны с грядущим «Кинотавром»?
Денис Родимин:
На «Кинотавре» мы первый раз покажем картину. Многие отмечают, что картина смотрится на одном дыхании, история настолько тащит за собой, что заставляет смотреть дальше. Что касается самого «Кинотавра»: я очень люблю этот фестиваль. Это самый значимый фестиваль российского кино, потому только там можно увидеть всё новое российское кино. В прошлом году я был в жюри фестиваля, и посмотрел лучшее кино, которое было на тот момент. Ни один другой фестиваль не может представить такое количество сильных картин, причем, очень разных по жанру. В этом смысле организаторы позволяют себе, как говорится, не держать формат: показывают все хорошее кино, которое есть. Будет очень жесткая конкуренция, жюри придется очень сложно в этом смысле: призов мало, а хороших фильмов – много. Даже по тем именам и трейлерам, что я видел, могу сказать: это будет очень серьезный фестиваль. Поэтому показывать свой фильм волнительно. Интересно, как отреагирует зал, наполненный людьми, которых ты знаешь много лет и перед которыми ты несешь ответственность как перед зрителями. Если они будут смотреть кино, как простые зрители – хорошо, значит, зацепило, а если будут смотреть как профессионалы, ну, значит, что-то не получилось.
Алена Сычева:
Как и почему вы решили снимать кино в качестве режиссера?
Денис Родимин:
Это вечная история: у каждого драматурга есть кладбище сценариев – хороших, но с ними что-то не случалось. Есть даже сценарии, которые были куплены, но так и не поставлены. И очень часто хорошие сценарии превращаются в плохие фильмы, гораздо реже – наоборот.
Алена Сычева:
Как началась работа над фильмом «Гость»?
Денис Родимин:
Идея фильма возникла у меня давно, но оформилась в сценарий через много лет. Я искал, с кем бы вместе написать сценарий, и обратился к Ольге Слепцовой. Она училась у меня в мастерской во ВГИКе, закончила ее с очень хорошим дипломным сценарием. Она привнесла в сценарий фильма «Гость» огромное количество идей.
Алена Сычева:
Как состоялось сотрудничество с продюсером Сабиной Еремеевой?
Денис Родимин:
Мы с Сабиной давно и прекрасно знаем друг друга, параллельно учились во ВГИКе, в 2010 году делали вместе телефильм «Чужая мать». Я считаю, она – один из лучших, самых умных продюсеров в России, и она делает совершенно неординарное кино. Мы с ней об этой истории говорили много раз. Когда появился сценарий, она стала принимать в проекте участие. Мы получили финансовую поддержку Минкульта.
Алена Сычева:
Как проходили съемки?
Денис Родимин:
Это было невероятно сложно. У нас был самый прекрасный оператор, который только может быть: Олег Лукичев. Он очень требовательный, для него все, что появляется в кадре, имеет невероятное значение. Поэтому выбор натуры проходил тяжело и долго. Мы объехали много мест, старались оптимизировать съемки, потому что не могли себе позволить много переездов, а в фильме – огромное количество объектов. Нам пришлось все-таки переезжать: мы снимали под городом Выкса Нижегородской области, в Нижнем Новгороде и его окрестностях, в Воскресенске. Места были труднодоступные, потому что хотелось нетронутости и неожиданности от природы. Снимали в деревнях, расположенных в лесу, с населением в несколько человек. Там заканчивается дорога, а то и вовсе нет дороги. На некоторые объекты приходилось съемочную группу возить джипами челночным способом, потому что иначе туда добраться невозможно. В ближайшем Подмосковье все застроено дачами, и найти что-то похожее на настоящее практически невозможно.
Алена Сычева:
В фильме рассказывается современная история?
Денис Родимин:
Конечно, современная и узнаваемая, там нет никакого исторического пространства. Правда, в тех лесах и деревнях, где мы снимали, время практически остановилось. Например, мы снимали в доме, который был построен начале XIX века, и он жив, стоит. Время там совсем по-другому течет.
Алена Сычева:
Сложности не отбили у вас желание заниматься режиссурой?
Денис Родимин:
Я уже понял, что это нелегкий путь. Каждые съемки связаны с каким-то серьезным вызовом. Легко кино не рождается. Когда мы снимали «Чужую мать», в 2010 году, горело все Подмосковье, в городе было нечем дышать, стояла 40 градусная жара… «Гость» мы снимали по колено в болотах; под дождём; в холоде; в местах, куда без специального транспорта добраться невозможно. Тут нет никакого рока или фатума, просто любой творческий акт требует серьезных усилий.
Алена Сычева:
Усилия сценариста соизмеримы с творческой работой режиссера?
Денис Родимин:
Безусловно, на написание сценария уходит гораздо меньше творческих сил. В этом смысле работа драматурга гораздо проще, легче, чище. В общем, я понимаю своих коллег, который говорят, что никогда снимать не будут. Гораздо комфортнее за компьютером с чашкой чая что-то писать, а потом на премьере расстраиваться. Получается, единственный вызов – пойти на премьеру. Но можно же и не пойти…
Алена Сычева:
Сложно было найти исполнителей главных ролей?
Денис Родимин:
У нас был очень сложный поиск, до последнего не могли найти исполнителей двух главных ролей. Актеры тут очень важны, потому что все кино построено на их истории. Мы с Олегом Лукичевым и Сабиной Еремеевой отсмотрели всю молодежь, которая училась или выпустилась на тот момент из актерских ВУЗов; в Москве, Питере, Нижнем Новгороде, где мы только ни искали… Сначала нашли Катю Стеблину, выпускницу Кирилла Серебренникова. Мне кажется, она – будущая звезда, она так органично существует на экране, у нее бездна обаяния, она очень требовательна к себе. На роль главного героя из 300 претендентов мы отобрали несколько человек, но у них как-то не возникало химии с Катей. Мы стали искать в Прибалтике, и появился Арнас Федаравичус из Литвы. Он тогда совершенно не говорил по-русски. У него за спиной – большой полнометражный европейский фильм, со звездами и хорошим режиссёром. Он оказался свободен, мы сделали пробы, и что-то возникло: оказалось, что они с Катей безумно подходят друг другу.
Алена Сычева:
Между ними в фильме происходит любовная история?
Денис Родимин:
Между ними происходит, скорее, любовная драма, герои очень многое переживают вместе и сильно меняются к финалу. Для них то, что они переживают – серьезное драматическое испытание. При этом фильм смотрится с интересом: он захватывает, держит, за героями очень интересно наблюдать.
Алена Сычева:
Какая реакция, как вы думаете, будет у зрителей на ваше кино?
Денис Родимин:
Будут совершенно разные оценки: кому-то очень нравится Катя, кому-то – Арнас, причем это не зависит от половой принадлежности. Есть мнения полностью противоположные, очень неоднозначные оценки и эмоции. Кино оказывает свое эмоциональное воздействие, и на каждого – по-своему. Но я знаю, что кино получилось, потому что слишком много талантливых людей вложили в него совершенно искренне свои силы. Слишком сильно мы выложились в съемочном периоде, который был очень коротким, но прошел без сбоев; и в течение четырех месяцев, пока искали актера; и на озвучании, которое длилось почти полгода…
Алена Сычева:
Какие ожидания у вас связаны с грядущим «Кинотавром»?
Денис Родимин:
На «Кинотавре» мы первый раз покажем картину. Многие отмечают, что картина смотрится на одном дыхании, история настолько тащит за собой, что заставляет смотреть дальше. Что касается самого «Кинотавра»: я очень люблю этот фестиваль. Это самый значимый фестиваль российского кино, потому только там можно увидеть всё новое российское кино. В прошлом году я был в жюри фестиваля, и посмотрел лучшее кино, которое было на тот момент. Ни один другой фестиваль не может представить такое количество сильных картин, причем, очень разных по жанру. В этом смысле организаторы позволяют себе, как говорится, не держать формат: показывают все хорошее кино, которое есть. Будет очень жесткая конкуренция, жюри придется очень сложно в этом смысле: призов мало, а хороших фильмов – много. Даже по тем именам и трейлерам, что я видел, могу сказать: это будет очень серьезный фестиваль. Поэтому показывать свой фильм волнительно. Интересно, как отреагирует зал, наполненный людьми, которых ты знаешь много лет и перед которыми ты несешь ответственность как перед зрителями. Если они будут смотреть кино, как простые зрители – хорошо, значит, зацепило, а если будут смотреть как профессионалы, ну, значит, что-то не получилось.
Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр
07.07.2022
Минкульт объявил конкурс на проведение кинофестиваля в Сочи
30.03.2022
Минкульт готовит фестиваль на замену Кинотавру
24.03.2022
Кинотавр отложен на неопределенный срок
22.02.2022
Кинотавр объявил даты проведения и сроки приема заявок
29.12.2021
Киноитоги 2021 года: мы ждем перемен! Но не таких…
Реклама