С 7 по 14 июня 2015 в Сочи состоится XXVI Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Портал «Профисинема» как информационный партнер фестиваля продолжает публикацию интервью с участниками конкурсной программы. Драматург, театральный и кинорежиссер
Иван Вырыпаев рассказал нам о своей новой картине «
Спасение», созданной вместе с продюсерами
Светланой Кучмаевой и
Сергеем Зерновым.
Алена Сычева:
Скажите, какое место в Вашем разностороннем творчестве занимает кинорежиссура?
Иван Вырыпаев:
Наверное, я не вправе считать себя полноценным кинорежиссером. Это не мое основное занятие. Я все-таки в первую очередь драматург. Кино же для меня – прежде всего, возможность обратиться к большей аудитории. А еще меня очень интересуют различные способы коммуникации между людьми. Искусство же – это способ коммуникации. В театре мы этим занимаемся ежедневно на репетициях и в спектаклях. И в кино мне тоже интересно пробовать найти контакт с людьми при помощи киноструктуры.
Алена Сычева:
Как возникла идея фильма «Спасение»?
Иван Вырыпаев:
Идея появилась, когда я узнал о том, что в Тибете на высоте 4,5 км. есть католический храм, в котором больше ста прихожан тибетцев, а службы проводит католический священник-тибетец. Мы с моей женой, актрисой
Каролиной Грушкой, добрались до этого храма. На это ушло две недели сложного путешествия в Гималаи. И первый вопрос, который у меня возник: зачем, на абсолютно буддийской территории, где каждый с раннего детства мощно погружен в буддистскую культуру, христианская религия? Почему там прижилось христианство? И вот тогда у меня окончательно сформировалась тема фильма: знакомство разных культур друг с другом. Сейчас ведь именно этот процесс разворачивается во всем мире. И все мировые конфликты происходят на почве проникновения культур друг в друга.
Алена Сычева:
Основан ли сюжет фильма о путешествии польской монахини в Тибете на реальной истории?
Иван Вырыпаев:
Я узнал множество подобных историй. Это, вообще-то, обычное дело в католичестве. У них по всему миру есть миссии, и туда каждая страна высылает своих монахов на год-два для служения. В Гималаях мы встречали монахинь из Австралии и других стран. И вот наша героиня – одна из таких монахинь, которую польская католическая церковь из ее родного монастыря в Варшаве отправляет на миссию в Гималаи.
Алена Сычева:
По каким причинам нам главную роль Вы выбрали непрофессиональную актрису Полину Гришину?
Иван Вырыпаев:
Кто может сыграть монахиню, так чтобы это было достоверно? А
Полина Гришина выросла в православном монастыре. Ее отец бы монахом, и она с сестрой все детство и юношество прожила в монастыре; она все это знает. И потом еще оказалось, что у Полины просто невероятный актерский талант. Она пошла учиться на художника сцены, а ей нужно было идти на актерский. После фильма я решил и дальше с ней работать. И сейчас мы репетируем спектакль. Все, кому я показывал фильм, просто восхищены Полиной. И в этом, конечно, не моя заслуга, а на 80% - ее харизма и талант.
Алена Сычева:
Расскажите, как сложилось Ваше сотрудничество с продюсерами Светланой Кучмаевой и Сергеем Зерновым?
Иван Вырыпаев:
Как только мне пришла идея фильма, а это было пять лет назад, я рассказал об этом разным продюсерам, но больше других это резонировало у Светлана Кучмаевой. Светлана – человек очень чувственный, и это ее тема. Мы сразу же поехали в Гималаи в экспедицию и нашли место, где нужно снимать. Но потом ушло пять лет на то, чтобы от идеи дойти до реализации. Нас поддержало Министерство культуры, и огромный вклад в этот проект внес Сергей Зернов. Он возглавил весь процесс и дал проекту жизнь.
Алена Сычева:
Расскажите, как создавался сценарий фильма: изначально планировалось составить картину из игровых и документальных эпизодов?
Иван Вырыпаев:
Сценарий фильма постоянно менялся. Тема была одна и та же, но я все не мог найти способ выражения этой темы. Были разные варианты, от версии с документальными интервью до музыкального клипа. В результате мы нашли язык такого роад-муви. Это своего рода медитация. Фильм очень созерцательный. И мне кажется, что это оптимальный язык. Жаль только, что не вошло мое интервью с Далай-Ламой, которое нам удалось взять специально для картины. Но зато судьба свела меня с Его Святейшеством, и я смог побыть в его присутствии пару часов. Эта встреча произвела на меня сильное впечатление.
Алена Сычева:
Можно сказать, что «Спасение» - это философская притча о необходимости взаимопонимания между людьми разных культур?
Иван Вырыпаев:
Я не буду говорить, о чем этот фильм. Лучше пусть об этом говорит сам фильм. Скажу только, что он посвящается тем, кто идет по пути. Тем, для кого духовный путь есть его ежедневный труд. И кто не ищет для себя никакой другой награды, кроме как дойти до конца. Перед этими людьми я снимаю шляпу.
Алена Сычева:
Какое значение для Вас имеет участие фильма «Спасение» в конкурсе «Кинотавра»?
Иван Вырыпаев:
Я люблю этот фестиваль. Он очень родной. Все мои фильмы, кроме «Танца Дели» в нем участвовали. Это наш главный российский фестиваль. Для фильма – это возможность быть замеченным и потом дойти до российского проката. Ну и, кроме того, это большая честь – показывать свой фильм наравне с реальными кинорежиссерами.
Светлана Кучмаева: «Я очень рада, что нас взяли в конкурс «Кинотавра» - самого главного российского фестиваля»
Я познакомилась с Ваней после демонстрации на «Кинотавре» фильма «Кислород». Там же он мне рассказал, что у него есть замысел снять фильм в Тибете о католической монахине, которая приезжает туда из Польши проповедовать веру во Христа.
Меня очень заинтересовала эта тема, так как, наверное, есть вопросы, которые интересуют каждого из нас в независимости от вероисповедания или политических пристрастий. Я всегда была уверена, что такие вечные вопросы как существование Бога, души и ощущения человека в этом бескрайнем мире будут интересны не только российскому, но и зарубежному зрителю.
Мы съездили в Тибет небольшой творческой группой, и Ваня начал работать над сценарием. По различным причинам съемки откладывались, сценарий претерпевал множество изменений, и только к 2014 году нам удалось в целом закончить эту работу.
Я очень рада, что нас взяли в конкурс «Кинотавра», так как считаю, что это самый главный российский фестиваль, на который съезжаются все основные творческие кадры страны. И эта пока единственная рабочая площадка, которая за неделю дает мощный старт всем картинам на целый год. Сама я смотрю все конкурсные картины уже 14 лет подряд – и всегда это самое интересное, что снято за год.