Светлана Дальская: «Мы хотим сделать современный фильм о первых русских святых»
На прошедшем с 13 по 19 сентября 2014 во Владивостоке 12 Международном кинофестивале стран АТР «Меридианы Тихого» в программе «Кино России» был представлен продюсерский дебют Светланы Дальской – фильм Владимира Тумаева «Белый Ягель». В эксклюзивном интервью для ПрофиСинема Светлана рассказала о своих новых проектах и поделилась творческими планами.
Алена Сычева:
Расскажите, как началась Ваша деятельность в кино, с какого проекта вы хотели начать – именно с «Белого ягеля»?
Светлана Дальская:
Нет, сначала я хотела снять фильм по повести Анны Неркаги «Молчащий». Это было мне интересно. «Молчащий» - такое апокалипсическое произведение, в котором она говорит о грядущей гибели малых народов. В последнее время интенсивное промышленное освоение северных территорий для коренных малочисленных народов оставляет меньше возможностей для сохранения традиционного образа жизни, материальных основ этнической культуры и самих народов, как своеобразных этнических общностей. Мы понимали, что найти финансирование под такой проект как «Молчащий» будет довольно сложно.
И Анна предложила мне «Белый Ягель», который мы в итоге и сняли. Тема сохранения этноса маленького северного народа, взаимоотношения отцов и детей, выбора между традиционным укладом жизни кочевника и благами цивилизации, тема безответной любви и сохранения души при жестких испытаниях, поиск личностного стержня у молодежи и созидания у старшего поколения - вот основные идеологические пласты кинокартины «Белый ягель»
Алена Сычева:
Вы хотели бы все-таки сделать «Молчащий»?
Светлана Дальская:
Хотела бы, но я не могу сделать все в своей жизни, на все нужны деньги… Под «Молчащий» вряд ли кто даст, надо искать финансирование в каких-то альтернативных источниках.
Алена Сычева:
Над каким проектами Вы сейчас плотно работаете?
Светлана Дальская:
В этом году мы представили проект религиозного кино «Слово о Борисе и Глебе». В следующем 2015 году – тысячелетие блаженной кончины нашего святого князя Владимира, крестителя Руси, и его детей Бориса и Глеба, погибших от руки своего старшего брата Святополка, впоследствии получившего прозвище «окаянный». А Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Вот о первых русских святых мы и хотели снять фильм, но членам комиссии Министерства культуры, проект не понравился. Может, потому что они – люди не воцерковленные или недальновидные, которые считают, что нашему государству такие фильмы не нужны. Да, у этого фильма не будет большого проката, естественно. Но этот фильм важно для государства сделать! Точно так же, как важно сделать фильм про князя Владимира, фильм про Сергия Радонежского…
Алена Сычева:
Вы настроены в любом случае к памятной дате картину сделать?
Светлана Дальская:
Да, я настроена. Сценарий есть, найден режиссер – Сергей Карандашов, но съемки начнутся тогда, когда будут деньги. Моя задача как продюсера эти деньги найти. Мы сейчас сценарий еще переработаем, и я займусь поиском средств.
Алена Сычева:
Вы считаете, что этот фильм нужен, его обязательно надо сделать?
Светлана Дальская:
Да, безусловно! Это фильм, воспитующий нравственность. Тем более, у меня не стояла задача сделать историческую драму. Нет, я хотела сделать фильм современный, про современных людей, потому что такие же Борисы и Глебы они есть в нашем обществе, среди молодежи.
Алена Сычева:
Время действия «Слова о Борисе и Глебе» - наши дни?
Светлана Дальская:
Да, современность. У нас и сейчас существуют подростки, которые в душе своей такие же Борисы и Глебы. Будут отступления в историю, с воспоминаниями жизни князей…
Алена Сычева:
Вы хотите сказать, что у современных мальчиков есть духовное родство с теми Борисом и Глебом?
Светлана Дальская:
Да-да, именно. Проходят века, а люди же не меняются. Духовно и морально человек остается тот же. И та же проблема выбора, с добром ты или со злом? Вечная проблема!
Алена Сычева:
Где Вы планируете снимать?
Светлана Дальская:
Это городская история и неважно, в столице она происходит или в провинции.
Алена Сычева:
Какие у Вас еще есть проекты в разработке?
Светлана Дальская:
Еще у меня есть история, над которой я работаю и ищу финансирование. После севера захотелось снять что-нибудь на юге. Мне предложили пьесу дагестанского писателя Биймурзы Мантаева «Игры на крыше старой мельницы». Там всего четыре действующих лица, причем все очень пожилые люди. Мы хотели сделать это со звездами: старых наших актеров соединить. Все действие происходит на крыше старой мельницы. Это недорогой проект. Пьеса существует в постановке РАМТ: молодежного театра. Играет молодежный коллектив, а я хотела, чтобы играли старики. Я посмотрела спектакль, и возникла мысль: может сделать экранизацию этого спектакля? Сценарий уже готов. Режиссером будет кто-то из молодых. Мне хочется сделать ставку на молодежь, потому что у них совершенно другое видение.