17 сентября 2014 12:53
Марат Давлетов: «Каждый произведенный в Татарстане фильм доходит практически до каждого зрителя»
11 сентября 2014 года завершился юбилейный 10-й Казанский международный фестиваль мусульманского кино, проходивший в столице Республики Татарстан с 5 сентября. По результатам смотра мы поговорили с его исполнительным директором Маратом Давлетовым. Он рассказал об эволюции фестиваля, основных принципах смотра и планах на будущее, а также о развитии кинематографа в Татарстане и многом другом.
Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, о динамике фестиваля. Что изменилось за 10 лет его существования и каким вы видите киносмотр в дальнейшем?
Марат Давлетов:
Фестиваль существует с 2005 года. Самый важный результат десяти лет проведения киносмотра – это тот факт, что наконец-то сложилась четкая концепция, идеология фестиваля. Мы сами до конца поняли, что влечет за собой девиз фестиваля. Девятый и десятый фестивали – прошлогодний и нынешний – уже полностью соответствуют этому принципу: «Через диалог культур – к культуре диалога!».
История фестиваля богата и насыщена, и мы надеемся, что он будет проходить еще много лет. С течением времени смотр приобрел статус довольно масштабного мероприятия. Если говорить о географии фестиваля, то она расширилась в разы: в этом году было прислано более 500 заявок из 56 стран мира. Присылают фильмы уже и такие страны, как Бразилия, страны Латинской Америки, США, Канада.
Результатом эволюции фестиваля явилось еще и то, что программа формируется не только из фильмов, которые нам присылают. Мы уже можем позволить себе самим выбирать ленты и приглашать их в конкурсную и внеконкурсные программы. Программу мы собираем в строгом соответствии с концепцией фестиваля.
Мы не нацелены на увеличение количества фильмов, демонстрируемых в рамках конкурсной программы. Но даже в этом смысле нам есть, чем похвалиться – общее количество картин, показанных нами на площадках Казани в течение фестивальной недели, а в некоторых кинотеатрах практически за две недели до начала смотра, составило в общей сложности более 250, из них - 50 входят в конкурсные программы, и 200 составляют внеконкурсные показы, которых в этом году около 20.
Корреспондент:
Меня поразило, что на всех показах основой фестивальной площадки – кинотеатра «Родина» - полные залы.
Марат Давлетов:
Да, у нас всегда полные залы, причем не только в «Родине», но и на других площадках, и так каждый год. Ежегодно в течение фестивальной недели более 22 тысяч человек посещают фестивальные показы в Казани. В рамках специальной акции «Эхо Казанского международного фестиваля мусульманского кино», которая проходит осенью каждого года по всем регионам Татарстана, еще такое же количество зрителей смотрят фестивальные фильмы.
Вход на фильмы конкурсных программ и творческие встречи у нас бесплатный, показ лент из внеконкурсных программ – платный. Важно то, что казанские кинотеатры сотрудничают с фестивалем на условиях партнерства, поскольку они заинтересованы в том, чтобы в их залах показывали такого рода кино. Так сложилось, что сейчас мы уже практически не ограничены в количестве партнеров – кинотеатры сами заинтересованы в сотрудничестве с нами. Важно еще и то, что в период проведения фестиваля в кинотеатрах Казани показывают не только американское кино, но и фильмы других стран. Мы предлагаем разнообразную кинопродукцию, направленную на разных зрителей: от детей до взрослых, вне зависимости от вероисповедания, национальной, расовой принадлежности.
Корреспондент:
Особенность фестиваля этого года – это отсутствие крупных голливудских звезд. С чем это связано?
Марат Давлетов:
Мы уже переросли это. Казанский фестиваль существует для того, чтобы способствовать общению кинематографистов разных стран и доносить кино до зрителя, а не для того, чтобы пиарить известных персон. Мы отказались от этой политики. К нам приезжают те, кому импонирует наш девиз и сама идеология кинофорума. Так, за последние годы к нам приезжали именитые деятели отечественного и зарубежного кино: К. Занусси, К. Шахназаров, В. Меньшов, А. и Е. Кончаловские, Й. Стеллинг, К. Лопушанский и другие - все они не просто прошли по дорожке, но и встречались со зрителем, показывали свое кино, провели ряд интересных мероприятий, чем внесли существенный вклад в развитие фестиваля. В этом году были кинематографисты из стран тюркского мира, они встречались в формате научно-практической конференции. Программа собрала в этом году интересных режиссеров всего мира, были проведены мастер-классы. Мы хотим и дальше придерживаться этой линии, и на следующий год усилим платформу полезного общения и практикума для наших молодых татарстанских кинематографистов.
Корреспондент:
Как повлиял фестиваль на вкусы публики за 10 лет своего существования?
Марат Давлетов:
Публика стала относиться к кино более избирательно. Мы формировали ежегодно внеконкурсную программу короткометражных фильмов. В последние годы на нее аншлаги. И нужно учесть, что показы не бесплатны. Тем не менее, люди приходят, сидят на приставных стульчиках, а то и просто в проходе, чтобы посмотреть подборку короткого метра. Года четыре назад этого еще не было. И подобных примеров много. К тому же, зрители стали более въедливыми. Если они чего-то не понимают, то задают много вопросов, пытаются разобраться. Помимо этого, мы формируем вкусы публики не только во время проведения Казанского кинофестиваля, но и круглогодично. Кинотеатр «Мир» целенаправленно ведет политику формирования интереса у зрителей к хорошему кино. Мы организуем Эхо Казанского фестиваля, показывая различные фильмы из программ смотра в течение года. Также в «Мире» показываются фильмы, участвовавшие в других киносмотрах, например, ленты из программ Матхэттенского, Каннского и других фестивалей. Это систематическая работа.
Корреспондент:
Расскажите о том, как протекает подготовка к фестивалю в течение года.
Марат Давлетов:
Сам фестиваль традиционно проходит с 5 по 11 сентября. Основной период подготовки – это май-август. В мае к работе подключается отборочная комиссия – они отсматривают присланные фильмы, и к июлю программа уже сформирована. Затем мы приступаем непосредственно к организации просмотра. В июле приступает к работе группа переводчиков. Из 250 фильмов мы перевели на русский язык около 120. Нужно наложить титры, озвучить при необходимости, перевести фильм в соответствующий формат и так далее.
Однако отбор фильмов ведется круглогодично. Этим занимается арт-директор Альбина Нафигова. Она горит фестивалем и делает все возможное, чтобы в его программу вошли те картины, которые нам кажутся особенно удачными. Она собрала уже около десяти фильмов для будущего фестиваля. Конечно, это не означает, что они все обязательно войдут в программу, но работа ведется уже сейчас.
Корреспондент:
Отдельно хочется сказать об открытии и закрытии фестиваля – обе церемонии длились не менее двух часов. С чем связана такая продолжительность?
Марат Давлетов:
Это особенность нашего фестиваля. Так, у церемонии открытия цель – не только открыть фестиваль и представить участников основных номинаций, но и продемонстрировать, где же находятся наши гости и участники, чтобы они видели, что они в столице Татарстана, и дать им возможность познакомиться вкратце с историей развития татарского народа и его культурой. Мы даем им комплексное представление о нашем крае, погружаем их в местную культуру.
Корреспондент:
Расскажите о бюджете фестиваля. Из чего он складывается?
Марат Давлетов:
Традиционно, уже последние года три-четыре бюджет фестиваля крутится в районе 15 млн. рублей. 1,9 млн. рублей – грант Президента Республики Татарстан, около 10 млн. выделяет Правительство Республики Татарстан, оставшиеся средства вкладывает Министерство культуры Республики Татарстан. Помимо этого, мы получаем спонсорскую помощь, она составляет около 5 млн. рублей. Так что в общей сложности бюджет смотра составляет около 20 млн. рублей. Сюда входят все расходы, связанные с подготовкой, организацией и проведением фестиваля.
Корреспондент:
Насколько я понимаю, фестиваль был создан в том числе и для того, чтобы способствовать развитию кинематографа Республики. Расскажите об этом аспекте Казанского кинофорума.
Марат Давлетов:
Объем фильмопроизводства в Республике Татарстан с 2005 по 2014 годы вырос в разы. Если в 2005 году производились одна-две картины (и то это были документальные и короткометражные ленты), то в этом году только по государственному заказу было заказано 11 картин, из них – две полнометражные игровые картины. Отчасти это происходит благодаря фестивалю, а также благодаря работе Татаркино – организации, которая проводит в жизнь государственную политику в области кинематографии. Если говорить о деньгах, то финансирование фильмопроизводства государством выросло раз в 10 раз по сравнению с 2005 – 2006 годами. Необходимо отметить, что Кабинет министров Республики Татарстан периодически выделяет отдельные средства на реализацию масштабных кинопроектов, например фильмы «Бибинур», «Курбан – роман. История с жертвой» и прочие.
Серьезным стимулом производства является сам фестиваль. Каждый из местных производителей считает за честь попасть на фестиваль, особенно в конкурс.
К сожалению, Казанская киностудия давно прекратила свое существование, но на территории Татарстана есть около 30 частных студий, которые участвуют в конкурсах, проводимых Татаркино на реализацию проектов национальных фильмов.
Корреспондент:
Каким образом осуществляется поддержка татарстанских фильмов в прокате?
Марат Давлетов:
Следует отметить, что Татарстан – один из немногих регионов (всего их 4), где сохранилась система государственного и муниципального кинопроката. При этом, благодаря усилию наших властей, Татарстан имеет самое большое количество киноточек, которые находятся как в государственной, так и в муниципальной собственности. В общей сложности по всей республике действуют более 300 киноустановок, в том числе кинопередвижек. Татаркино – единственная организация, которая обеспечивает эти установки фильмами, соответственно, она реализует государственную политику в сфере поддержки кинопроката татарстанских фильмов. Иными словами, каждый произведенный в Татарстане фильм доходит практически до каждого зрителя.
В состав Татаркино входит кинотеатр «Мир», о котором я уже говорил. В 2001 году с Министерством культуры РФ было подписано соглашение, в результате которого на базе этого кинотеатра был образован Центр российских кинематографий, основной целью которого стала поддержка российского фильмопроизводителя, и в обязанности Центра входит демонстрация картин, произведенных на территории Российской Федерации, в том числе в Татарстане. И эту задачу кинотеатр «Мир» с успехом выполняет.
Также у нас есть целые программы льгот и скидок зрителям, которые посещают отечественные фильмы, так и местным производителям, которых мы освобождаем от арендной платы, если они показывают эти фильмы, и т.д. Это способы стимулирования как самих производителей, так и зрителей. На всех других киноточках, расположенных на территории Татарстана, цены на отечественное кино достаточно низкие, чтобы привлечь больше зрителей. Средняя стоимость билета – около 30 рублей.
Корреспондент:
А существуют ли меры для привлечения сторонних кинопроизводителей, чтобы увеличивать привлекательность Татарстана как съемочной площадки?
Марат Давлетов:
Никаких мер, направленных на это, у нас нет. Здесь следует учесть особенность нашего законодательства. В этом году вступил в силу 44-й федеральный закон о контрактной системе в Российской Федерации, согласно которому Россия – это единое экономическое пространство, соответственно, реализуя поставленные государством задачи в области кинопроизводста, мы объявляем конкурс, в котором может принять участие любая организация, находящаяся на территории РФ. В прошлом году мы по заказу Татаркино было произведено два фильма киностудиями, не находящимися на территории Татарстана. В этом году на наш конкурс заявлялись 4 исполнителя, которые не находятся на территории нашей республики, что на наш взгляд, создает здоровую конкуренцию и подстегивает татарстанских фильмопроизводителей.
Корреспондент:
Расскажите, пожалуйста, о динамике фестиваля. Что изменилось за 10 лет его существования и каким вы видите киносмотр в дальнейшем?
Марат Давлетов:
Фестиваль существует с 2005 года. Самый важный результат десяти лет проведения киносмотра – это тот факт, что наконец-то сложилась четкая концепция, идеология фестиваля. Мы сами до конца поняли, что влечет за собой девиз фестиваля. Девятый и десятый фестивали – прошлогодний и нынешний – уже полностью соответствуют этому принципу: «Через диалог культур – к культуре диалога!».
История фестиваля богата и насыщена, и мы надеемся, что он будет проходить еще много лет. С течением времени смотр приобрел статус довольно масштабного мероприятия. Если говорить о географии фестиваля, то она расширилась в разы: в этом году было прислано более 500 заявок из 56 стран мира. Присылают фильмы уже и такие страны, как Бразилия, страны Латинской Америки, США, Канада.
Результатом эволюции фестиваля явилось еще и то, что программа формируется не только из фильмов, которые нам присылают. Мы уже можем позволить себе самим выбирать ленты и приглашать их в конкурсную и внеконкурсные программы. Программу мы собираем в строгом соответствии с концепцией фестиваля.
Мы не нацелены на увеличение количества фильмов, демонстрируемых в рамках конкурсной программы. Но даже в этом смысле нам есть, чем похвалиться – общее количество картин, показанных нами на площадках Казани в течение фестивальной недели, а в некоторых кинотеатрах практически за две недели до начала смотра, составило в общей сложности более 250, из них - 50 входят в конкурсные программы, и 200 составляют внеконкурсные показы, которых в этом году около 20.
Корреспондент:
Меня поразило, что на всех показах основой фестивальной площадки – кинотеатра «Родина» - полные залы.
Марат Давлетов:
Да, у нас всегда полные залы, причем не только в «Родине», но и на других площадках, и так каждый год. Ежегодно в течение фестивальной недели более 22 тысяч человек посещают фестивальные показы в Казани. В рамках специальной акции «Эхо Казанского международного фестиваля мусульманского кино», которая проходит осенью каждого года по всем регионам Татарстана, еще такое же количество зрителей смотрят фестивальные фильмы.
Вход на фильмы конкурсных программ и творческие встречи у нас бесплатный, показ лент из внеконкурсных программ – платный. Важно то, что казанские кинотеатры сотрудничают с фестивалем на условиях партнерства, поскольку они заинтересованы в том, чтобы в их залах показывали такого рода кино. Так сложилось, что сейчас мы уже практически не ограничены в количестве партнеров – кинотеатры сами заинтересованы в сотрудничестве с нами. Важно еще и то, что в период проведения фестиваля в кинотеатрах Казани показывают не только американское кино, но и фильмы других стран. Мы предлагаем разнообразную кинопродукцию, направленную на разных зрителей: от детей до взрослых, вне зависимости от вероисповедания, национальной, расовой принадлежности.
Корреспондент:
Особенность фестиваля этого года – это отсутствие крупных голливудских звезд. С чем это связано?
Марат Давлетов:
Мы уже переросли это. Казанский фестиваль существует для того, чтобы способствовать общению кинематографистов разных стран и доносить кино до зрителя, а не для того, чтобы пиарить известных персон. Мы отказались от этой политики. К нам приезжают те, кому импонирует наш девиз и сама идеология кинофорума. Так, за последние годы к нам приезжали именитые деятели отечественного и зарубежного кино: К. Занусси, К. Шахназаров, В. Меньшов, А. и Е. Кончаловские, Й. Стеллинг, К. Лопушанский и другие - все они не просто прошли по дорожке, но и встречались со зрителем, показывали свое кино, провели ряд интересных мероприятий, чем внесли существенный вклад в развитие фестиваля. В этом году были кинематографисты из стран тюркского мира, они встречались в формате научно-практической конференции. Программа собрала в этом году интересных режиссеров всего мира, были проведены мастер-классы. Мы хотим и дальше придерживаться этой линии, и на следующий год усилим платформу полезного общения и практикума для наших молодых татарстанских кинематографистов.
Корреспондент:
Как повлиял фестиваль на вкусы публики за 10 лет своего существования?
Марат Давлетов:
Публика стала относиться к кино более избирательно. Мы формировали ежегодно внеконкурсную программу короткометражных фильмов. В последние годы на нее аншлаги. И нужно учесть, что показы не бесплатны. Тем не менее, люди приходят, сидят на приставных стульчиках, а то и просто в проходе, чтобы посмотреть подборку короткого метра. Года четыре назад этого еще не было. И подобных примеров много. К тому же, зрители стали более въедливыми. Если они чего-то не понимают, то задают много вопросов, пытаются разобраться. Помимо этого, мы формируем вкусы публики не только во время проведения Казанского кинофестиваля, но и круглогодично. Кинотеатр «Мир» целенаправленно ведет политику формирования интереса у зрителей к хорошему кино. Мы организуем Эхо Казанского фестиваля, показывая различные фильмы из программ смотра в течение года. Также в «Мире» показываются фильмы, участвовавшие в других киносмотрах, например, ленты из программ Матхэттенского, Каннского и других фестивалей. Это систематическая работа.
Корреспондент:
Расскажите о том, как протекает подготовка к фестивалю в течение года.
Марат Давлетов:
Сам фестиваль традиционно проходит с 5 по 11 сентября. Основной период подготовки – это май-август. В мае к работе подключается отборочная комиссия – они отсматривают присланные фильмы, и к июлю программа уже сформирована. Затем мы приступаем непосредственно к организации просмотра. В июле приступает к работе группа переводчиков. Из 250 фильмов мы перевели на русский язык около 120. Нужно наложить титры, озвучить при необходимости, перевести фильм в соответствующий формат и так далее.
Однако отбор фильмов ведется круглогодично. Этим занимается арт-директор Альбина Нафигова. Она горит фестивалем и делает все возможное, чтобы в его программу вошли те картины, которые нам кажутся особенно удачными. Она собрала уже около десяти фильмов для будущего фестиваля. Конечно, это не означает, что они все обязательно войдут в программу, но работа ведется уже сейчас.
Корреспондент:
Отдельно хочется сказать об открытии и закрытии фестиваля – обе церемонии длились не менее двух часов. С чем связана такая продолжительность?
Марат Давлетов:
Это особенность нашего фестиваля. Так, у церемонии открытия цель – не только открыть фестиваль и представить участников основных номинаций, но и продемонстрировать, где же находятся наши гости и участники, чтобы они видели, что они в столице Татарстана, и дать им возможность познакомиться вкратце с историей развития татарского народа и его культурой. Мы даем им комплексное представление о нашем крае, погружаем их в местную культуру.
Корреспондент:
Расскажите о бюджете фестиваля. Из чего он складывается?
Марат Давлетов:
Традиционно, уже последние года три-четыре бюджет фестиваля крутится в районе 15 млн. рублей. 1,9 млн. рублей – грант Президента Республики Татарстан, около 10 млн. выделяет Правительство Республики Татарстан, оставшиеся средства вкладывает Министерство культуры Республики Татарстан. Помимо этого, мы получаем спонсорскую помощь, она составляет около 5 млн. рублей. Так что в общей сложности бюджет смотра составляет около 20 млн. рублей. Сюда входят все расходы, связанные с подготовкой, организацией и проведением фестиваля.
Корреспондент:
Насколько я понимаю, фестиваль был создан в том числе и для того, чтобы способствовать развитию кинематографа Республики. Расскажите об этом аспекте Казанского кинофорума.
Марат Давлетов:
Объем фильмопроизводства в Республике Татарстан с 2005 по 2014 годы вырос в разы. Если в 2005 году производились одна-две картины (и то это были документальные и короткометражные ленты), то в этом году только по государственному заказу было заказано 11 картин, из них – две полнометражные игровые картины. Отчасти это происходит благодаря фестивалю, а также благодаря работе Татаркино – организации, которая проводит в жизнь государственную политику в области кинематографии. Если говорить о деньгах, то финансирование фильмопроизводства государством выросло раз в 10 раз по сравнению с 2005 – 2006 годами. Необходимо отметить, что Кабинет министров Республики Татарстан периодически выделяет отдельные средства на реализацию масштабных кинопроектов, например фильмы «Бибинур», «Курбан – роман. История с жертвой» и прочие.
Серьезным стимулом производства является сам фестиваль. Каждый из местных производителей считает за честь попасть на фестиваль, особенно в конкурс.
К сожалению, Казанская киностудия давно прекратила свое существование, но на территории Татарстана есть около 30 частных студий, которые участвуют в конкурсах, проводимых Татаркино на реализацию проектов национальных фильмов.
Корреспондент:
Каким образом осуществляется поддержка татарстанских фильмов в прокате?
Марат Давлетов:
Следует отметить, что Татарстан – один из немногих регионов (всего их 4), где сохранилась система государственного и муниципального кинопроката. При этом, благодаря усилию наших властей, Татарстан имеет самое большое количество киноточек, которые находятся как в государственной, так и в муниципальной собственности. В общей сложности по всей республике действуют более 300 киноустановок, в том числе кинопередвижек. Татаркино – единственная организация, которая обеспечивает эти установки фильмами, соответственно, она реализует государственную политику в сфере поддержки кинопроката татарстанских фильмов. Иными словами, каждый произведенный в Татарстане фильм доходит практически до каждого зрителя.
В состав Татаркино входит кинотеатр «Мир», о котором я уже говорил. В 2001 году с Министерством культуры РФ было подписано соглашение, в результате которого на базе этого кинотеатра был образован Центр российских кинематографий, основной целью которого стала поддержка российского фильмопроизводителя, и в обязанности Центра входит демонстрация картин, произведенных на территории Российской Федерации, в том числе в Татарстане. И эту задачу кинотеатр «Мир» с успехом выполняет.
Также у нас есть целые программы льгот и скидок зрителям, которые посещают отечественные фильмы, так и местным производителям, которых мы освобождаем от арендной платы, если они показывают эти фильмы, и т.д. Это способы стимулирования как самих производителей, так и зрителей. На всех других киноточках, расположенных на территории Татарстана, цены на отечественное кино достаточно низкие, чтобы привлечь больше зрителей. Средняя стоимость билета – около 30 рублей.
Корреспондент:
А существуют ли меры для привлечения сторонних кинопроизводителей, чтобы увеличивать привлекательность Татарстана как съемочной площадки?
Марат Давлетов:
Никаких мер, направленных на это, у нас нет. Здесь следует учесть особенность нашего законодательства. В этом году вступил в силу 44-й федеральный закон о контрактной системе в Российской Федерации, согласно которому Россия – это единое экономическое пространство, соответственно, реализуя поставленные государством задачи в области кинопроизводста, мы объявляем конкурс, в котором может принять участие любая организация, находящаяся на территории РФ. В прошлом году мы по заказу Татаркино было произведено два фильма киностудиями, не находящимися на территории Татарстана. В этом году на наш конкурс заявлялись 4 исполнителя, которые не находятся на территории нашей республики, что на наш взгляд, создает здоровую конкуренцию и подстегивает татарстанских фильмопроизводителей.
Другие статьи по теме Казанский международный фестиваль мусульманского кино
01.04.2018
Дэнни Гловер едет в Казань
01.09.2017
В Казани покажут мусульманское кино со всего мира
12.09.2016
Победители XII Казанского кинофестиваля: Бессмертное божество Дьесегой
06.09.2016
Древо мусульманского кино растет в Казани
18.08.2016
От Алексея Учителя до Нонны Гришаевой: Кто приедет в Казань на 12-й фестиваль мусульманского кино
Реклама