23 октября 2013 13:45
Илья Попов и Ирина Мастусова: «Российская анимация – это один из тех немногих продуктов, которые действительно могут успешно экспортироваться на весь мир»
Ассоциация анимационного кино в последнее время при поддержке Министерства культуры проводит активную международную деятельность. Летом 2013 года состоялся рынок в Анси, в октябре - медиарынок MIPCOM в Каннах и рынок лицензионного контента в Лондоне. На рынке MIPJUNIOR мы поговорили с президентом Ассоциации анимационного кино Илья Попов и исполнительным директором Ассоциации анимационного кино Ириной Мастусовой о российской анимации, о потенциале ее продвижения на международный рынок и многом другом.
Матвей Ромодановский:
Наш разговор происходит на рынке контента для детей MIPJUNIOR – Ассоциация анимационного кино при поддержке Министерства культуры активно развивает международную деятельность. Какую сверхзадачу вы перед собой ставите?
Илья Попов:
MIPJUNIOR – самая востребованная в профессиональном сообществе площадка, это главный и самый большой рынок контента для детей. Понятно, что не в первый раз сюда приезжают российские компании, многие это делают более пяти лет, но в рамках одной компании привлечь внимание ко всей российской анимации невозможно. Привлекая внимание к одному проекту, мы можем получить результат для одного проекта. Привлекая внимание к пулу проектов, результат увеличивается во много раз для каждой отдельно взятой студии. Поэтому наша задача как ассоциации и задача всех тех студий, которые сюда приехали, - это качественно представить весь российский блок. Ну а дальше, конечно, многое зависит уже не от государства или Ассоциации анимационного кино, а в первую очередь, от активности самих продюсеров, от их способности качественно представлять свои проекты.
С точки зрения Ассоциации анимационного кино, результатом как раз является привлечение внимания к российской анимации. И мы считаем, и это видно по первым дням работы выставки, что результат достигнут – к этой теме достаточно высокое внимание. Проходя по выставке, я улавливаю то, что люди обсуждают между собой, и в последнее время в этих разговорах часто стало звучать словосочетание «российская анимация», которого я раньше не слышал.
Буквально ещё лет 10 назад никто не слышал и не знал корейскую анимацию, а лет 7 назад они стали делать стенды, подобные тому, который мы делаем в этом году. В результате благодаря интенсивному, а, главное, последовательному участию на протяжении последних нескольких лет, с серьёзной поддержкой: с одной стороны государственной, а, с другой стороны, активной позицией самих корейских студий, корейская анимация по-настоящему вышла на мировой рынок.
Традиции российской анимации, корнями уходящие еще в советское прошлое, очень сильны. Школа анимации у нас, в отличие от большинства азиатских стран, есть.
На мировом рынке она явно недооценена и недопредставлена. Российская анимация – это один из тех немногих продуктов, которые действительно могут успешно экспортироваться на весь мир, и уровень и качество соответствуют. Все, кто так или иначе сталкиваются с российскими анимационными студиями, особенно подчёркивают, что и на уровне креатива и на уровне исполнения их проекты находятся порой на голову выше проектов из стран, находящихся в мейнстриме.
Матвей Ромодановский:
Что конкретно получают студии от участия в объединенном стенде RU.C, и каковы функции ассоциации?
Ирина Мастусова:
Ассоциация – это, прежде всего, инфраструктурный проект. Мы создаём условия для международного продвижения отечественной анимации. Благодаря поддержке Минкульта, впервые на MIPCOM появился стенд анимации в рамках объединенного стенда RU.C. На MIPJUNIOR прошла презентация российской анимации, где мы показали ролик, представляющий всех членов Ассоциации. В рамках MIPCOM состоялся скрининг, на котором все члены Ассоциации имели возможность выступить, самостоятельно представив свои проекты в удобном для них виде. На этот скрининг пришли около 150 профессионалов из более чем 20 стран.
Министерство поддерживает отрасль, предоставляя возможности для международного продвижения и помогая участвовать в таких мероприятиях, как MIPCOM. Но это только первый шаг. Следующий этап развития – надо научиться искать партнеров для международного копродакшена для того, чтобы не зависеть от государственного финансирования. Но это касается именно индустриальной, то есть сериальной анимации и полного метра.
Матвей Ромодановский:
Я посмотрел список компаний, представленных от России, среди них есть и небольшие компании, которые приехали впервые, так и крупные студии, давно и успешно продающие свой контент. Насколько разные задачи они решают?
Илья Попов:
Крупным компаниям действительно несколько легче, у них уже есть что продавать и есть репутация. Небольшие компании приезжают, как правило, не продавать свой проект как готовый продукт, а скорее найти партнёров либо для его дальнейшего развития и производства, либо, наоборот, предложить свои услуги в качестве производственной площадки.
На этом рынке не бывает такого, чтобы никому не известная компания приехала с никому не известным продуктом и вдруг уехала с каким-то гигантским контрактом. Важно принимать здесь активное участие, интенсивно работать, устанавливая деловые связи.
Кроме того, это отличная площадка для обучения и обмена опытом. Огромное количество докладов, презентаций, скринингов не может не пойти на пользу. Могу даже про себя сказать, что я на MIPCOM приезжаю уже много лет, и для меня это уже стало таким наркотиком – я понимаю, что, приехав сюда, я всегда прочищаю мозги, так как вижу, что происходит вокруг, как меняется мир.
Вообще, если говорить про маленькие студии, которые занимаются короткометражной анимацией и в портфеле которых есть буквально несколько штучных продуктов, продавать такие продукты отдельно крайне сложно и покупатели на них часто не находятся. В этом случае задача нашей Ассоциации в том, чтобы собирать эти студии вместе и реализовывать какие-то пакетные сделки.
И в таких пакетах, как правило, заинтересованы компании, занимающиеся распространением в интернет, в большинстве своём по модели VOD, отчасти заинтересованы телеканалы, у которых есть соответствующие тайм-слоты, рассчитанные под авторскую короткометражную анимацию. Число таких каналов, разумеется, существенно меньше, чем каналов, которые готовы показывать сериальную анимацию или брать полнометражные фильмы. Но, тем не менее, покупатели на них есть. Как и всё, что касается авторского кино, не важно, игрового или анимационного, это всегда нишевые продукты – продукты, где коммерческие продажи не так важны с точки зрения самого факта существования этих проектов.
Матвей Ромодановский:
Одна из последних мировых тенденций, про которую все говорят, что происходит фрагментация аудитории. В связи с этим более востребованными на рынке стали нишевые каналы. Насколько в связи с этим стало работать легче или сложнее?
Илья Попов:
Да, это действительно мировая тенденция последнего времени, которая повлияла положительно на развитие анимации. За последние несколько лет даже в России сформировались более 10 каналов ТВ, так или иначе заинтересованных в контенте для детей.
Раньше это был, условно говоря, один тайм-слот – «Спокойной ночи, малыши». Он, безусловно, и остаётся одним из основных, формирующих детское телесмотрение вообще и помогающих привлекать внимание к новым проектам. Но появляется множество новых возможностей. С другой стороны, бюджет этих каналов не позволяет финансировать производство анимации на 100%. Это, скорее, вопрос доступа к зрителям. Раньше авторскую анимацию зритель не имел возможности увидеть. Ситуация изменилась: если у продюсеров есть желание показать массовому зрителю свой продукт, то каналов, которые готовы это брать и показывать, стало больше – и сейчас это очевидный тренд в сфере телевидения. Второй бесспорный мировой тренд – и Россия в этом не исключение и даже занимает особенное место – это развитие интернет-показов.
В России, например, YouTube стал единственной площадкой, которая предоставляет, в основном по рекламной модели, бесплатный доступ к контенту и имеет колоссальную аудиторию. Это позволило сейчас многим как раз нишевым студиям и проектам получить доступ к зрителю, даже минуя ТВ каналы. Для авторских мини-сериалов, а также короткометражек – это очень правильный и эффективный путь к зрителю.
Матвей Ромодановский:
Мы говорим в основном о сериалах и короткометражках. А есть ли ниша у нашей полнометражной анимации?
Илья Попов:
Задача Ассоциации, представляющей все виды, жанры и форматы российской анимации, в том числе продвигать и полнометражную анимацию. НА MIPCOM она тоже присутствует, но присутствует в меньшем масштабе.
Если говорить о потенциале российской полнометражной анимации, важно отметить несколько моментов. Большое кино – это большой аттракцион, а большой аттракцион стоит больших денег. В анимации это особенно заметно, потому что бюджет анимации напрямую идёт на то, чтобы создать всё более и более совершенный и детализированный мир, для того, чтобы удивлять зрителя, в том числе визуально. Поэтому с каждым годом приходится вкладывать всё больше технологических, производственных и, соответственно, финансовых усилий. И тут каждый доллар, вложенный в картинку, виден зрителю. Причём не нужно для этого быть профессионалом, достаточно быть простым зрителем, который либо верит в это, либо видит, что ему показывают телевизионный мультик на киноэкране.
С другой стороны, уровень технологических решений становится сейчас всё более и более доступен по всему миру, настолько стремительно технологии развиваются, что мультфильм уровня «Истории игрушек» сейчас может снять практически любая студия с очень скромным бюджетом.
В этом смысле всегда есть место идеям и проектам, где главным является не технологическое совершенство и не высокий голливудский бюджет. Есть такие проекты европейские, азиатские, которые успешно выходят на мировой рынок, включая Америку.
Понятно, что, как в игровом кино, основные доходы собирают фильмы, которые имеют очень высокий бюджет. Но, вместе с тем, нужно понимать, что если смотреть на это с экономической, а не только художественной точки зрения, то проект с бюджетом в 5-7 миллионов долларов имеет заведомо более низкий прокатный потенциал, но и окупить его в прокате легче: риски меньше.
Поэтому добиваться коммерческого успеха такие проекты могут, Россия в этом смысле не исключение. У нас не так давно стали появляться индустриальные студии, которые специализируются на полнометражных фильмах и уделяют своему технологическому развитию достаточно много внимания. Вот, например, киностудия «Мельница», которая снимает «Богатырей» – это проект, который изначально ориентирован на внутренний рынок.
Матвей Ромодановский:
Российская анимация впервые была представлена на международном рынке в прошлом году в Каннах на MIPCOM. После этого было участие в Анси, а что дальше?
Ирина Мастусова:
В этом году у нас получилась системная история. Министерство культуры оказало поддержку на первом анимационном кинорынке в Анси во Франции в июне, теперь MIPCOM, самый крупный и представительный европейский рынок. Благодаря помощи Минкульта мы участвуем и в лицензионном рынке в Лондоне. Нашим продюсерам нужно учиться продавать лицензии, нужно учиться зарабатывать на смежных рынках, нужно осваивать опыт продвинутых стран.
Еще одна очень важная линия – министерство поддерживает продвижение авторской анимации путем компенсации затрат на поездки режиссеров, фильмы которых попадают в конкурсные программы анимационных фестивалей. Хотелось бы, конечно, чтобы эта тема, равно как и поддержка больших кинорынков, была продолжена и в будущем году.
Матвей Ромодановский:
Наш разговор происходит на рынке контента для детей MIPJUNIOR – Ассоциация анимационного кино при поддержке Министерства культуры активно развивает международную деятельность. Какую сверхзадачу вы перед собой ставите?
MIPJUNIOR – самая востребованная в профессиональном сообществе площадка, это главный и самый большой рынок контента для детей. Понятно, что не в первый раз сюда приезжают российские компании, многие это делают более пяти лет, но в рамках одной компании привлечь внимание ко всей российской анимации невозможно. Привлекая внимание к одному проекту, мы можем получить результат для одного проекта. Привлекая внимание к пулу проектов, результат увеличивается во много раз для каждой отдельно взятой студии. Поэтому наша задача как ассоциации и задача всех тех студий, которые сюда приехали, - это качественно представить весь российский блок. Ну а дальше, конечно, многое зависит уже не от государства или Ассоциации анимационного кино, а в первую очередь, от активности самих продюсеров, от их способности качественно представлять свои проекты.
С точки зрения Ассоциации анимационного кино, результатом как раз является привлечение внимания к российской анимации. И мы считаем, и это видно по первым дням работы выставки, что результат достигнут – к этой теме достаточно высокое внимание. Проходя по выставке, я улавливаю то, что люди обсуждают между собой, и в последнее время в этих разговорах часто стало звучать словосочетание «российская анимация», которого я раньше не слышал.
Буквально ещё лет 10 назад никто не слышал и не знал корейскую анимацию, а лет 7 назад они стали делать стенды, подобные тому, который мы делаем в этом году. В результате благодаря интенсивному, а, главное, последовательному участию на протяжении последних нескольких лет, с серьёзной поддержкой: с одной стороны государственной, а, с другой стороны, активной позицией самих корейских студий, корейская анимация по-настоящему вышла на мировой рынок.
Традиции российской анимации, корнями уходящие еще в советское прошлое, очень сильны. Школа анимации у нас, в отличие от большинства азиатских стран, есть.
На мировом рынке она явно недооценена и недопредставлена. Российская анимация – это один из тех немногих продуктов, которые действительно могут успешно экспортироваться на весь мир, и уровень и качество соответствуют. Все, кто так или иначе сталкиваются с российскими анимационными студиями, особенно подчёркивают, что и на уровне креатива и на уровне исполнения их проекты находятся порой на голову выше проектов из стран, находящихся в мейнстриме.
Матвей Ромодановский:
Что конкретно получают студии от участия в объединенном стенде RU.C, и каковы функции ассоциации?
Ассоциация – это, прежде всего, инфраструктурный проект. Мы создаём условия для международного продвижения отечественной анимации. Благодаря поддержке Минкульта, впервые на MIPCOM появился стенд анимации в рамках объединенного стенда RU.C. На MIPJUNIOR прошла презентация российской анимации, где мы показали ролик, представляющий всех членов Ассоциации. В рамках MIPCOM состоялся скрининг, на котором все члены Ассоциации имели возможность выступить, самостоятельно представив свои проекты в удобном для них виде. На этот скрининг пришли около 150 профессионалов из более чем 20 стран.
Министерство поддерживает отрасль, предоставляя возможности для международного продвижения и помогая участвовать в таких мероприятиях, как MIPCOM. Но это только первый шаг. Следующий этап развития – надо научиться искать партнеров для международного копродакшена для того, чтобы не зависеть от государственного финансирования. Но это касается именно индустриальной, то есть сериальной анимации и полного метра.
Матвей Ромодановский:
Я посмотрел список компаний, представленных от России, среди них есть и небольшие компании, которые приехали впервые, так и крупные студии, давно и успешно продающие свой контент. Насколько разные задачи они решают?
Илья Попов:
Крупным компаниям действительно несколько легче, у них уже есть что продавать и есть репутация. Небольшие компании приезжают, как правило, не продавать свой проект как готовый продукт, а скорее найти партнёров либо для его дальнейшего развития и производства, либо, наоборот, предложить свои услуги в качестве производственной площадки.
На этом рынке не бывает такого, чтобы никому не известная компания приехала с никому не известным продуктом и вдруг уехала с каким-то гигантским контрактом. Важно принимать здесь активное участие, интенсивно работать, устанавливая деловые связи.
Кроме того, это отличная площадка для обучения и обмена опытом. Огромное количество докладов, презентаций, скринингов не может не пойти на пользу. Могу даже про себя сказать, что я на MIPCOM приезжаю уже много лет, и для меня это уже стало таким наркотиком – я понимаю, что, приехав сюда, я всегда прочищаю мозги, так как вижу, что происходит вокруг, как меняется мир.
Вообще, если говорить про маленькие студии, которые занимаются короткометражной анимацией и в портфеле которых есть буквально несколько штучных продуктов, продавать такие продукты отдельно крайне сложно и покупатели на них часто не находятся. В этом случае задача нашей Ассоциации в том, чтобы собирать эти студии вместе и реализовывать какие-то пакетные сделки.
И в таких пакетах, как правило, заинтересованы компании, занимающиеся распространением в интернет, в большинстве своём по модели VOD, отчасти заинтересованы телеканалы, у которых есть соответствующие тайм-слоты, рассчитанные под авторскую короткометражную анимацию. Число таких каналов, разумеется, существенно меньше, чем каналов, которые готовы показывать сериальную анимацию или брать полнометражные фильмы. Но, тем не менее, покупатели на них есть. Как и всё, что касается авторского кино, не важно, игрового или анимационного, это всегда нишевые продукты – продукты, где коммерческие продажи не так важны с точки зрения самого факта существования этих проектов.
Матвей Ромодановский:
Одна из последних мировых тенденций, про которую все говорят, что происходит фрагментация аудитории. В связи с этим более востребованными на рынке стали нишевые каналы. Насколько в связи с этим стало работать легче или сложнее?
Илья Попов:
Да, это действительно мировая тенденция последнего времени, которая повлияла положительно на развитие анимации. За последние несколько лет даже в России сформировались более 10 каналов ТВ, так или иначе заинтересованных в контенте для детей.
Раньше это был, условно говоря, один тайм-слот – «Спокойной ночи, малыши». Он, безусловно, и остаётся одним из основных, формирующих детское телесмотрение вообще и помогающих привлекать внимание к новым проектам. Но появляется множество новых возможностей. С другой стороны, бюджет этих каналов не позволяет финансировать производство анимации на 100%. Это, скорее, вопрос доступа к зрителям. Раньше авторскую анимацию зритель не имел возможности увидеть. Ситуация изменилась: если у продюсеров есть желание показать массовому зрителю свой продукт, то каналов, которые готовы это брать и показывать, стало больше – и сейчас это очевидный тренд в сфере телевидения. Второй бесспорный мировой тренд – и Россия в этом не исключение и даже занимает особенное место – это развитие интернет-показов.
В России, например, YouTube стал единственной площадкой, которая предоставляет, в основном по рекламной модели, бесплатный доступ к контенту и имеет колоссальную аудиторию. Это позволило сейчас многим как раз нишевым студиям и проектам получить доступ к зрителю, даже минуя ТВ каналы. Для авторских мини-сериалов, а также короткометражек – это очень правильный и эффективный путь к зрителю.
Матвей Ромодановский:
Мы говорим в основном о сериалах и короткометражках. А есть ли ниша у нашей полнометражной анимации?
Илья Попов:
Задача Ассоциации, представляющей все виды, жанры и форматы российской анимации, в том числе продвигать и полнометражную анимацию. НА MIPCOM она тоже присутствует, но присутствует в меньшем масштабе.
Если говорить о потенциале российской полнометражной анимации, важно отметить несколько моментов. Большое кино – это большой аттракцион, а большой аттракцион стоит больших денег. В анимации это особенно заметно, потому что бюджет анимации напрямую идёт на то, чтобы создать всё более и более совершенный и детализированный мир, для того, чтобы удивлять зрителя, в том числе визуально. Поэтому с каждым годом приходится вкладывать всё больше технологических, производственных и, соответственно, финансовых усилий. И тут каждый доллар, вложенный в картинку, виден зрителю. Причём не нужно для этого быть профессионалом, достаточно быть простым зрителем, который либо верит в это, либо видит, что ему показывают телевизионный мультик на киноэкране.
С другой стороны, уровень технологических решений становится сейчас всё более и более доступен по всему миру, настолько стремительно технологии развиваются, что мультфильм уровня «Истории игрушек» сейчас может снять практически любая студия с очень скромным бюджетом.
В этом смысле всегда есть место идеям и проектам, где главным является не технологическое совершенство и не высокий голливудский бюджет. Есть такие проекты европейские, азиатские, которые успешно выходят на мировой рынок, включая Америку.
Понятно, что, как в игровом кино, основные доходы собирают фильмы, которые имеют очень высокий бюджет. Но, вместе с тем, нужно понимать, что если смотреть на это с экономической, а не только художественной точки зрения, то проект с бюджетом в 5-7 миллионов долларов имеет заведомо более низкий прокатный потенциал, но и окупить его в прокате легче: риски меньше.
Поэтому добиваться коммерческого успеха такие проекты могут, Россия в этом смысле не исключение. У нас не так давно стали появляться индустриальные студии, которые специализируются на полнометражных фильмах и уделяют своему технологическому развитию достаточно много внимания. Вот, например, киностудия «Мельница», которая снимает «Богатырей» – это проект, который изначально ориентирован на внутренний рынок.
Матвей Ромодановский:
Российская анимация впервые была представлена на международном рынке в прошлом году в Каннах на MIPCOM. После этого было участие в Анси, а что дальше?
Ирина Мастусова:
В этом году у нас получилась системная история. Министерство культуры оказало поддержку на первом анимационном кинорынке в Анси во Франции в июне, теперь MIPCOM, самый крупный и представительный европейский рынок. Благодаря помощи Минкульта мы участвуем и в лицензионном рынке в Лондоне. Нашим продюсерам нужно учиться продавать лицензии, нужно учиться зарабатывать на смежных рынках, нужно осваивать опыт продвинутых стран.
Еще одна очень важная линия – министерство поддерживает продвижение авторской анимации путем компенсации затрат на поездки режиссеров, фильмы которых попадают в конкурсные программы анимационных фестивалей. Хотелось бы, конечно, чтобы эта тема, равно как и поддержка больших кинорынков, была продолжена и в будущем году.
Другие статьи по теме Медиарынки MIPCOM, MIPJunior
27.06.2022
MIPCOM 2022: более двухсот экспонентов уже подтвердили участие
16.02.2022
RX France завершает бета-тестирование платформы OneMIP
15.12.2021
Запущена бета-версия онлайн бизнес-платформы OneMIP
26.10.2021
MIPCOM 2021: российские компании подводят итоги
25.10.2021
MIPCOM 2021: КиноАтис продала права на показ франшизы «Белка и Стрелка»
Реклама