13 сентября 2013 12:56
Александр Миндадзе: «Массовая культура становится хозяйкой жизни – это цивилизационный процесс»
Продолжается 11 Международный фестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» (7-13 сентября 2013 года). В самый разгар смотра председатель жюри Александр Миндадзе в эксклюзивном интервью ПрофиСинема рассказал о своих взглядах на состояние российской киноиндустрии, о том, что является для него приоритетом при создании фильмов, и о текущей работе над картиной «Милый Ханс, дорогой Петр».
Матвей Ромодановский:
На фестивале представлено большое количество картин, сделанных в разных странах, с разными религиями, культурами и менталитетом. Есть ли что-то что их объединяет, или получается этакий птичий базар?
Александр Миндадзе:
Конечно! Их всех объединяет талант, который не имеет национальности. Если картина сделана талантливо, то мне понятно высказывание, в нее заложенное. Менталитет и религия могут быть разными, но они лишь дополняют художественное полотно, делают его более интересным.
Матвей Ромодановский:
Чем отличаются азиатские фильмы от европейских?
Александр Миндадзе:
Азиатские картины имеют свои особенности. В них много неявных моментов, нет внешнего напряжения, но есть скрытая эмоциональность, они очень индивидуальны и специфичны по своему видеоряду. С другой стороны, азиатские ленты, представленные на фестивале, все разные, и некоторые режиссеры работают в стилистике близкой к европейской.
Матвей Ромодановский:
Мы находимся очень далеко от Москвы, каковы Ваши впечатления от зрительской аудитории Владивостока. Есть ли отличия в том, как реагируют зрители Москвы и Владивостока?
Александр Миндадзе:
Во Владивостоке зритель более восприимчивый, менее избалованный. Мне кажется, здесь люди открыты и в большей степени стремятся понять какие-то режиссерские высказывания. Молодое поколение московских зрителей, к сожалению, воспитано на голливудских штампах и зачастую не готово воспринимать российский авторский кинематограф, над которым необходимо задумываться.
Во Владивостоке совсем другое дело – зрители очень восприимчивы к искусству. Я думаю, что было бы правильно при ДВФУ открыть небольшое универсальное кинематографическое отделение, на котором бы учились режиссеры, сценаристы, киноведы, поскольку интерес к кинематографическому искусству очень большой.
Здесь для этого есть вся инфраструктура.
Матвей Ромодановский:
А что, по Вашему мнению, повлияло в большей степени на изменение зрительских предпочтений, уход зрителя в мэйнстрим?
Александр Миндадзе:
Это общемировой процесс, к сожалению. Массовая культура наступает, причем не только в кино, но и в театре, литературе, живописи. Массовая культура – это создание произведений по готовым лекалам, замена искусства на эрзац. В массовой культуре вращаются основные деньги.
Естественно, авторские, штучные произведения делать значительно сложнее, сложнее найти финансирование на авторское кино. В Европе дела обстоят примерно так же. У нас это усугубилось, как я уже сказал, в 90-е годы в отсутствие проката практически всю нишу заняла голливудская продукция, со своими штампами. Над ней не нужно думать.
Массовая культура становится хозяйкой жизни – это цивилизационный процесс.
Матвей Ромодановский:
Можно ли эту тенденцию изменить?
Александр Миндадзе:
Я очень надеюсь, что новые технологии, парадоксальным образом, помогут вернуть зрителя и авторскому кино, поскольку у рядового зрителя появится возможность выбирать не из того ограниченного числа фильмов, которые предлагают прокатчики, но из тех, которые можно легально посмотреть в интернете.
С другой стороны, авторские картины в нашей стране, впрочем, как и в Европе, да и в большинстве азиатских стран, финансируются государством, но не имеют проката. Нашим кинотеатрам прокатывать авторское кино не выгодно, так как оно менее востребовано зрителями, с ним сложнее работать.
Задача государства, если оно поддерживает производство таких картин, создавать условия для того, чтобы зрители могли их посмотреть в прокате и на фестивалях.
Матвей Ромодановский:
Каким образом происходит процесс принятия решений в студии «Пассажир»? Как Вы определяете, какой фильм будете снимать, по какому сценарию и кто будет режиссером?
Александр Миндадзе:
Для нас определяющим является качество. Если мы понимаем, что мы найдем средства на производство фильма (что в наше время очень сложно), что есть очень приличный сценарий, а сценарию соответствует режиссер, то тогда мы и принимаем решение о производстве. Непоставленных сценариев много, но тут количество не переходит в качество. Сложно найти хороший сценарий и хорошего режиссера.
Кино является результатом работы большого коллектива людей. Лично я предпочитаю работать с теми людьми, с которыми уже работал и доверяю им. Это позволяет надеяться на качественный результат.
Матвей Ромодановский
Если говорить о текущих проектах. Как обстоят дела с фильмом «Милый Ханс, дорогой Петр»?
Александр Миндадзе
Мы готовимся к съемкам. Пока я во Владивостоке руковожу работой жюри, наш художник-постановщик Кирилл Шувалов и второй режиссер Андрей Анненский более подробно изучают выбранную нами натуру. По возвращении я продолжу актерские пробы. Наши партнеры в Германии и на Украине тоже активно работают. А что касается трений, возникших было во время прохождения сценария по инстанциям, то нам удалось найти общий язык с Министерством культуры и устранить противоречия. Уверен, что все будет хорошо, и мы будущим летом начнем снимать.
Матвей Ромодановский:
На фестивале представлено большое количество картин, сделанных в разных странах, с разными религиями, культурами и менталитетом. Есть ли что-то что их объединяет, или получается этакий птичий базар?
Александр Миндадзе:
Конечно! Их всех объединяет талант, который не имеет национальности. Если картина сделана талантливо, то мне понятно высказывание, в нее заложенное. Менталитет и религия могут быть разными, но они лишь дополняют художественное полотно, делают его более интересным.
Матвей Ромодановский:
Чем отличаются азиатские фильмы от европейских?
Александр Миндадзе:
Азиатские картины имеют свои особенности. В них много неявных моментов, нет внешнего напряжения, но есть скрытая эмоциональность, они очень индивидуальны и специфичны по своему видеоряду. С другой стороны, азиатские ленты, представленные на фестивале, все разные, и некоторые режиссеры работают в стилистике близкой к европейской.
Матвей Ромодановский:
Мы находимся очень далеко от Москвы, каковы Ваши впечатления от зрительской аудитории Владивостока. Есть ли отличия в том, как реагируют зрители Москвы и Владивостока?
Александр Миндадзе:
Во Владивостоке зритель более восприимчивый, менее избалованный. Мне кажется, здесь люди открыты и в большей степени стремятся понять какие-то режиссерские высказывания. Молодое поколение московских зрителей, к сожалению, воспитано на голливудских штампах и зачастую не готово воспринимать российский авторский кинематограф, над которым необходимо задумываться.
Во Владивостоке совсем другое дело – зрители очень восприимчивы к искусству. Я думаю, что было бы правильно при ДВФУ открыть небольшое универсальное кинематографическое отделение, на котором бы учились режиссеры, сценаристы, киноведы, поскольку интерес к кинематографическому искусству очень большой.
Здесь для этого есть вся инфраструктура.
Матвей Ромодановский:
А что, по Вашему мнению, повлияло в большей степени на изменение зрительских предпочтений, уход зрителя в мэйнстрим?
Александр Миндадзе:
Это общемировой процесс, к сожалению. Массовая культура наступает, причем не только в кино, но и в театре, литературе, живописи. Массовая культура – это создание произведений по готовым лекалам, замена искусства на эрзац. В массовой культуре вращаются основные деньги.
Естественно, авторские, штучные произведения делать значительно сложнее, сложнее найти финансирование на авторское кино. В Европе дела обстоят примерно так же. У нас это усугубилось, как я уже сказал, в 90-е годы в отсутствие проката практически всю нишу заняла голливудская продукция, со своими штампами. Над ней не нужно думать.
Массовая культура становится хозяйкой жизни – это цивилизационный процесс.
Матвей Ромодановский:
Можно ли эту тенденцию изменить?
Александр Миндадзе:
Я очень надеюсь, что новые технологии, парадоксальным образом, помогут вернуть зрителя и авторскому кино, поскольку у рядового зрителя появится возможность выбирать не из того ограниченного числа фильмов, которые предлагают прокатчики, но из тех, которые можно легально посмотреть в интернете.
С другой стороны, авторские картины в нашей стране, впрочем, как и в Европе, да и в большинстве азиатских стран, финансируются государством, но не имеют проката. Нашим кинотеатрам прокатывать авторское кино не выгодно, так как оно менее востребовано зрителями, с ним сложнее работать.
Задача государства, если оно поддерживает производство таких картин, создавать условия для того, чтобы зрители могли их посмотреть в прокате и на фестивалях.
Матвей Ромодановский:
Каким образом происходит процесс принятия решений в студии «Пассажир»? Как Вы определяете, какой фильм будете снимать, по какому сценарию и кто будет режиссером?
Александр Миндадзе:
Для нас определяющим является качество. Если мы понимаем, что мы найдем средства на производство фильма (что в наше время очень сложно), что есть очень приличный сценарий, а сценарию соответствует режиссер, то тогда мы и принимаем решение о производстве. Непоставленных сценариев много, но тут количество не переходит в качество. Сложно найти хороший сценарий и хорошего режиссера.
Кино является результатом работы большого коллектива людей. Лично я предпочитаю работать с теми людьми, с которыми уже работал и доверяю им. Это позволяет надеяться на качественный результат.
Матвей Ромодановский
Если говорить о текущих проектах. Как обстоят дела с фильмом «Милый Ханс, дорогой Петр»?
Александр Миндадзе
Мы готовимся к съемкам. Пока я во Владивостоке руковожу работой жюри, наш художник-постановщик Кирилл Шувалов и второй режиссер Андрей Анненский более подробно изучают выбранную нами натуру. По возвращении я продолжу актерские пробы. Наши партнеры в Германии и на Украине тоже активно работают. А что касается трений, возникших было во время прохождения сценария по инстанциям, то нам удалось найти общий язык с Министерством культуры и устранить противоречия. Уверен, что все будет хорошо, и мы будущим летом начнем снимать.
Другие статьи по теме Международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого»
22.02.2022
Минкульт отобрал фестивали, которые получат поддержку
14.05.2020
Кинофестиваль Pacific Meridian пройдет в октябре
20.09.2019
«Мальчик русский» получил Гран-при фестиваля Меридианы Тихого
15.05.2019
Константин Хабенский станет президентом фестиваля Меридианы Тихого
01.03.2019
Первые фестивали 2019 года, одобренные Минкультом
Другие статьи по теме Кинокомпания «Студия Пассажир»
28.04.2024
Александру Миндадзе исполняется 75 лет
20.04.2022
Открыт набор в Лабораторию документального кино
11.05.2020
Александр Миндадзе завершает работу над фильмом «Паркет»
17.10.2016
Путешествие Райнера Мария Рильке по России продолжается
13.06.2016
«Студия «Пассажир» начала съемки документального фильма «Рильке и Россия»
Реклама