9 сентября 2013 10:50
Юрий Гончаров: «Нас можно только повторить»
С 7 сентября 2013 года во Владивостоке стартовали показы XI Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого», в рамках которого будет представлено 17 кинопрограмм, среди которых традиционные: «Конкурс», «Кино России», «Панорама», «Короче», ретроспективные показы — классика отечественной кинематографии Алексея Германа, аниматора Александра Петрова и японского мультипликатора Мамору Осии. Предлагаем вашему вниманию интервью с программным директором фестиваля «Меридианы Тихого» Юрием Гончаровым.
Корреспондент:
Правда, что в какой-то момент было опасение, что «Меридианов Тихого» в этом году может и не быть? Не могли бы Вы рассказать, как переживала команда фестиваля все эти перипетии?
Юрий Гончаров:
Было очень тревожно. Грустно. В эмоциональном плане все, что происходило после окончания 10-го МКФ и вплоть до февраля этого года, выглядело каким-то бесконечным реквиемом, который звучал пусть и величественно, но для нас – безысходно. Десять лет жизни, промчавшиеся как один день, – смутно и тягостно. Никто ничего не знал, и все чего-то ждали, каких-то «решений», гадая, каковыми они станут. И что будет с нами. Ждали. Переживали. И, как выяснилось, не только мы - горожане, зная нас в лицо, подходили чуть ли не на улице и спрашивали: «А фестиваль будет? Плохо, если нет». Спасибо им за это.
Корреспондент:
Когда Вы начали работать над программами этого года?
Юрий Гончаров:
Я все-таки полетел – в Берлин; собственно, с этого началась работа. Забавно: пока я был на Берлинале, совершенно неожиданным образом определился организатор МКФ-2013. Причем кинофестиваль возглавил человек высочайших творческих и организаторских способностей, человек, который сделал первые три фестиваля, Ефим Семенович Звеняцкий. Кроме Берлина мы были в Гонконге, Каннах, на «Кинотавре» и ММКФ. Фильмов отсмотрели около 800, из них отобрали 138.
Корреспондент:
Как и кем определяются количество и тематика программ?
Юрий Гончаров:
Мы достаточно хорошо знаем друг друга и очень давно работаем вместе, поэтому каждый что-то предлагает: новую программу, ретроспективу, кандидатов в члены жюри, - и совместные обсуждения у нас обычное и естественное дело. Это прекрасные моменты на самом деле – обсуждение того, каким будет очередной кинофестиваль. Это всегда происходит весьма интересно и даже упоительно. Все равны, и крайне редки случаи «диктата» с моей – как программного директора – стороны. Все, кто отбирает у нас фильмы, – профессионалы.
Корреспондент:
Могли бы Вы рассказать о принципах и критериях отборов фильмов в конкурс?
Юрий Гончаров:
Во-первых, все смотрят все, наверное, в ущерб здоровью (зрению), но иначе не получается. Мы не делим программы на людей, а людей – на программы. И конкурс здесь не исключение. Главное – избежать «вкусовщины» и не уходить в «вечную» дискуссию»: «Что есть кино плохое, а что – хорошее». И для кого. И почему. Но дело ведь не в терминологии, - здесь важен «момент присутствия» - в чистом виде: все, кто отбирает фильмы, родились, выросли или уже очень долгое время живут во Владивостоке. У нас с этим местом некая ментальная связь - мы его чувствуем, и это пусть опосредованно, но влияет на наш выбор, помогает принять решение, позволяет не ошибиться, пусть это и прозвучит с моей стороны несколько самонадеянно.
Корреспондент:
Есть ли у конкурса изначальная концепция, под которую подбираются картины, либо сюда попадают просто качественно и интересно снятые фильмы?
Юрий Гончаров:
Насколько я помню, с 2003 года в процессе формирования конкурсной программы у нас не было никаких «концепций». Вот опять же в разное время (во всяком случае, у меня именно такое ощущение) конкурс, он как бы формировался чуть ли не сам по себе, натурально. Мистика, но в этом году практически весь «полный метр» и добрая половина «короткого» метра в конкурсе так или иначе связана с детьми и подростками - их жизнью, победами, поражениями… Как это можно прокомментировать, если у нас изначально не было такой цели – «собрать» как можно больше по такой теме?..
Корреспондент:
Как бы Вы еще охарактеризовали конкурс?
Юрий Гончаров:
Очень гармоничным и как никогда сбалансированным.
Корреспондент:
Тяжело ли было выбрать российские картины?
Юрий Гончаров:
Присутствие двух российских фильмов в конкурсе «Меридианов Тихого» - крайне редкое явление. Скажем так, мы пришли к компромиссу в этом вопросе. А вообще с русскими фильмами трудно. Всегда с ними какая-то морока. Очень сложные переговоры, слава богу не со всеми: какие-то капризы, категорическое нежелание участвовать в МКФ нигде, кроме как только в конкурсе, обиды, нелепые условия… Печально, - иностранцы себе ничего подобного не позволяют… Ни Брильянте Мендоса, ни Апитчатпон Вирасетакул.
Корреспондент:
Программа «В фокусе Индия: к 100-летию индийского кинематографа» включает в себя несколько картин, выпущенных за последние два года. Почему сделали ставку на новинки, а не обратились к индийском классике?
Юрий Гончаров:
Индийскую «классику» часто показывают по ТВ. Ее можно без проблем найти в Сети или на DVD. Мы решили показать, что собой представляет современный индийский кинематограф и насколько он разнообразен.
Корреспондент:
Почему программа «Сделано во Владивостоке» поделена на две части? Чем они отличаются?
Юрий Гончаров:
В первой – две художественные работы уже давно не существующей студии «Дальтелефильм», под заголовком «Начало»; в «Продолжении» - то, что и как снимают во Владивостоке в настоящий момент.
Корреспондент:
А вообще сложно ли сейчас найти во Владивостоке качественное кино местных авторов?
Юрий Гончаров:
Смотря что считать качественным. На самом деле несколько работ местных авторов могли бы совершенно спокойно быть представлены на «Кинотавре». И потом, наверное, тот факт, что уже три года подряд в каннской программе «Угол короткого метра» показывают «короткометражки» из Владивостока, говорит о многом, во всяком случае, об определенном потенциале.
Корреспондент:
Нынче много рассуждают о необычайном подъеме южнокорейского кинематографа. Было ли это заметно по отбору?
Юрий Гончаров:
В этом году – нет. Если оставить за скобками Ким Ки Дука и Хон Сан Су. Все на всегдашнем, высоком уровне.
Корреспондент:
Кинематограф какой из стран АТР наиболее похож на российский своими проблемами, успехами, темами и интонациями?
Юрий Гончаров:
Китайский. Вот в этом году «Печать греха» Цзя Чжанкэ - это ведь предупреждение, правда, боюсь, запоздалое, и для нас тоже.
Корреспондент:
На протяжении 11 лет существования фестиваль открывали российские картины. Единственное исключение было в 2006 году, когда смотр открывался фильмом «Тайфун», который частично снимали во Владивостоке. Почему в этот раз фестиваль все же открывается зарубежными картинами, причем двумя? Тем более что вторая – лента из Франции, которая находится несколько за рамками региона АТР?
Юрий Гончаров:
Отчасти это связано с тем, что 11-й по счету кинофестиваль в некотором роде является первым – в отсчете нового десятилетия. Хотя очень многие моменты во всей этой ситуации – счастливые совпадения, заранее выстроить которые невозможно.
Корреспондент:
Может ли у фестиваля в будущем меняться формат? И были ли обсуждения этого в этом году?
Юрий Гончаров:
Были попытки обсуждения – на уровне «вопросов», которые задавались не нам. Менять или не менять формат – на что? Второго такого МКФ – по формату – в России нет. Нас могут только повторить.
Корреспондент:
Какие фильмы Вам хотелось получить, да не удалось?
Юрий Гончаров:
Иностранные – по техническим причинам, как, например, «Историю Адели». Не попали во Владивосток несколько российских фильмов: что-то не готово, а что-то готовили для других, зарубежных кинофестивалей, а за что-то запросили нереальные деньги. Еще раз повторю: сложнее всего с отечественными производителями, которых мы-то с большим удовольствием готовы поддержать и кино во Владивостоке показать, однако было бы ответное желание.
Корреспондент:
Как организационно сменился фестиваль после появления нового руководства?
Юрий Гончаров:
Общая структура осталась прежней.
Корреспондент:
Какие новые локации появились у «Меридианов»?
Юрий Гончаров:
Кинозалов больше не стало, а фот Фестивальная деревня, надеемся, удивит жителей города и гостей кинофестиваля своим размахом.
Корреспондент:
Наблюдаете ли Вы за тем, как меняется зритель? Что за люди нынче ходят в кинотеатры, как они реагируют на программы?
Юрий Гончаров:
С 2003 года зритель, конечно, изменился. Фестиваль ждут – серьезно. Ради фестиваля люди даже берут отпуск, чтобы посмотреть как можно больше фильмов. Зритель благодарен организаторам фестиваля прежде всего за то, что мы предоставляем ему выбор. У нас вообще здесь особенный зритель.
Корреспондент:
Вы, Юрий, как известно, – сценарист. Хочется спросить про развитие в этой области. Много ли пишете? Снимает ли кто-нибудь по вам кино?
Юрий Гончаров:
Тут все странно. Слышишь со всех сторон, от добрых продюсеров: «Дайте сценарий! Дайте историю!» Даешь. «Да, - отвечают, - хорошо… Только денег на это никто не даст». Наверное, существуют где-то и другие продюсеры, но к ним, наверное, большая очередь… Одна надежда – на Олега Флянгольца, режиссера, оператора, который в настоящий момент ищет деньги под проект «Ламинарии» – о том, что происходило во Владивостоке в 1993 году.
Корреспондент:
Когда программный директор фестиваля, пребывающий в таком цейтноте, успевает писать?
Юрий Гончаров:
Честное слово – сам не пойму. (Смеется.)
Корреспондент:
Кстати, можете назвать самое большое количество фильмов, которые Вы посмотрели подряд за сутки?
Юрий Гончаров:
Четырнадцать короткометражных и восемь полнометражных.
Корреспондент:
Правда, что в какой-то момент было опасение, что «Меридианов Тихого» в этом году может и не быть? Не могли бы Вы рассказать, как переживала команда фестиваля все эти перипетии?
Юрий Гончаров:
Было очень тревожно. Грустно. В эмоциональном плане все, что происходило после окончания 10-го МКФ и вплоть до февраля этого года, выглядело каким-то бесконечным реквиемом, который звучал пусть и величественно, но для нас – безысходно. Десять лет жизни, промчавшиеся как один день, – смутно и тягостно. Никто ничего не знал, и все чего-то ждали, каких-то «решений», гадая, каковыми они станут. И что будет с нами. Ждали. Переживали. И, как выяснилось, не только мы - горожане, зная нас в лицо, подходили чуть ли не на улице и спрашивали: «А фестиваль будет? Плохо, если нет». Спасибо им за это.
Корреспондент:
Когда Вы начали работать над программами этого года?
Юрий Гончаров:
Я все-таки полетел – в Берлин; собственно, с этого началась работа. Забавно: пока я был на Берлинале, совершенно неожиданным образом определился организатор МКФ-2013. Причем кинофестиваль возглавил человек высочайших творческих и организаторских способностей, человек, который сделал первые три фестиваля, Ефим Семенович Звеняцкий. Кроме Берлина мы были в Гонконге, Каннах, на «Кинотавре» и ММКФ. Фильмов отсмотрели около 800, из них отобрали 138.
Корреспондент:
Как и кем определяются количество и тематика программ?
Юрий Гончаров:
Мы достаточно хорошо знаем друг друга и очень давно работаем вместе, поэтому каждый что-то предлагает: новую программу, ретроспективу, кандидатов в члены жюри, - и совместные обсуждения у нас обычное и естественное дело. Это прекрасные моменты на самом деле – обсуждение того, каким будет очередной кинофестиваль. Это всегда происходит весьма интересно и даже упоительно. Все равны, и крайне редки случаи «диктата» с моей – как программного директора – стороны. Все, кто отбирает у нас фильмы, – профессионалы.
Корреспондент:
Могли бы Вы рассказать о принципах и критериях отборов фильмов в конкурс?
Юрий Гончаров:
Во-первых, все смотрят все, наверное, в ущерб здоровью (зрению), но иначе не получается. Мы не делим программы на людей, а людей – на программы. И конкурс здесь не исключение. Главное – избежать «вкусовщины» и не уходить в «вечную» дискуссию»: «Что есть кино плохое, а что – хорошее». И для кого. И почему. Но дело ведь не в терминологии, - здесь важен «момент присутствия» - в чистом виде: все, кто отбирает фильмы, родились, выросли или уже очень долгое время живут во Владивостоке. У нас с этим местом некая ментальная связь - мы его чувствуем, и это пусть опосредованно, но влияет на наш выбор, помогает принять решение, позволяет не ошибиться, пусть это и прозвучит с моей стороны несколько самонадеянно.
Корреспондент:
Есть ли у конкурса изначальная концепция, под которую подбираются картины, либо сюда попадают просто качественно и интересно снятые фильмы?
Юрий Гончаров:
Насколько я помню, с 2003 года в процессе формирования конкурсной программы у нас не было никаких «концепций». Вот опять же в разное время (во всяком случае, у меня именно такое ощущение) конкурс, он как бы формировался чуть ли не сам по себе, натурально. Мистика, но в этом году практически весь «полный метр» и добрая половина «короткого» метра в конкурсе так или иначе связана с детьми и подростками - их жизнью, победами, поражениями… Как это можно прокомментировать, если у нас изначально не было такой цели – «собрать» как можно больше по такой теме?..
Корреспондент:
Как бы Вы еще охарактеризовали конкурс?
Юрий Гончаров:
Очень гармоничным и как никогда сбалансированным.
Корреспондент:
Тяжело ли было выбрать российские картины?
Юрий Гончаров:
Присутствие двух российских фильмов в конкурсе «Меридианов Тихого» - крайне редкое явление. Скажем так, мы пришли к компромиссу в этом вопросе. А вообще с русскими фильмами трудно. Всегда с ними какая-то морока. Очень сложные переговоры, слава богу не со всеми: какие-то капризы, категорическое нежелание участвовать в МКФ нигде, кроме как только в конкурсе, обиды, нелепые условия… Печально, - иностранцы себе ничего подобного не позволяют… Ни Брильянте Мендоса, ни Апитчатпон Вирасетакул.
Корреспондент:
Программа «В фокусе Индия: к 100-летию индийского кинематографа» включает в себя несколько картин, выпущенных за последние два года. Почему сделали ставку на новинки, а не обратились к индийском классике?
Юрий Гончаров:
Индийскую «классику» часто показывают по ТВ. Ее можно без проблем найти в Сети или на DVD. Мы решили показать, что собой представляет современный индийский кинематограф и насколько он разнообразен.
Корреспондент:
Почему программа «Сделано во Владивостоке» поделена на две части? Чем они отличаются?
Юрий Гончаров:
В первой – две художественные работы уже давно не существующей студии «Дальтелефильм», под заголовком «Начало»; в «Продолжении» - то, что и как снимают во Владивостоке в настоящий момент.
Корреспондент:
А вообще сложно ли сейчас найти во Владивостоке качественное кино местных авторов?
Юрий Гончаров:
Смотря что считать качественным. На самом деле несколько работ местных авторов могли бы совершенно спокойно быть представлены на «Кинотавре». И потом, наверное, тот факт, что уже три года подряд в каннской программе «Угол короткого метра» показывают «короткометражки» из Владивостока, говорит о многом, во всяком случае, об определенном потенциале.
Корреспондент:
Нынче много рассуждают о необычайном подъеме южнокорейского кинематографа. Было ли это заметно по отбору?
Юрий Гончаров:
В этом году – нет. Если оставить за скобками Ким Ки Дука и Хон Сан Су. Все на всегдашнем, высоком уровне.
Корреспондент:
Кинематограф какой из стран АТР наиболее похож на российский своими проблемами, успехами, темами и интонациями?
Юрий Гончаров:
Китайский. Вот в этом году «Печать греха» Цзя Чжанкэ - это ведь предупреждение, правда, боюсь, запоздалое, и для нас тоже.
Корреспондент:
На протяжении 11 лет существования фестиваль открывали российские картины. Единственное исключение было в 2006 году, когда смотр открывался фильмом «Тайфун», который частично снимали во Владивостоке. Почему в этот раз фестиваль все же открывается зарубежными картинами, причем двумя? Тем более что вторая – лента из Франции, которая находится несколько за рамками региона АТР?
Юрий Гончаров:
Отчасти это связано с тем, что 11-й по счету кинофестиваль в некотором роде является первым – в отсчете нового десятилетия. Хотя очень многие моменты во всей этой ситуации – счастливые совпадения, заранее выстроить которые невозможно.
Корреспондент:
Может ли у фестиваля в будущем меняться формат? И были ли обсуждения этого в этом году?
Юрий Гончаров:
Были попытки обсуждения – на уровне «вопросов», которые задавались не нам. Менять или не менять формат – на что? Второго такого МКФ – по формату – в России нет. Нас могут только повторить.
Корреспондент:
Какие фильмы Вам хотелось получить, да не удалось?
Юрий Гончаров:
Иностранные – по техническим причинам, как, например, «Историю Адели». Не попали во Владивосток несколько российских фильмов: что-то не готово, а что-то готовили для других, зарубежных кинофестивалей, а за что-то запросили нереальные деньги. Еще раз повторю: сложнее всего с отечественными производителями, которых мы-то с большим удовольствием готовы поддержать и кино во Владивостоке показать, однако было бы ответное желание.
Корреспондент:
Как организационно сменился фестиваль после появления нового руководства?
Юрий Гончаров:
Общая структура осталась прежней.
Корреспондент:
Какие новые локации появились у «Меридианов»?
Юрий Гончаров:
Кинозалов больше не стало, а фот Фестивальная деревня, надеемся, удивит жителей города и гостей кинофестиваля своим размахом.
Корреспондент:
Наблюдаете ли Вы за тем, как меняется зритель? Что за люди нынче ходят в кинотеатры, как они реагируют на программы?
Юрий Гончаров:
С 2003 года зритель, конечно, изменился. Фестиваль ждут – серьезно. Ради фестиваля люди даже берут отпуск, чтобы посмотреть как можно больше фильмов. Зритель благодарен организаторам фестиваля прежде всего за то, что мы предоставляем ему выбор. У нас вообще здесь особенный зритель.
Корреспондент:
Вы, Юрий, как известно, – сценарист. Хочется спросить про развитие в этой области. Много ли пишете? Снимает ли кто-нибудь по вам кино?
Юрий Гончаров:
Тут все странно. Слышишь со всех сторон, от добрых продюсеров: «Дайте сценарий! Дайте историю!» Даешь. «Да, - отвечают, - хорошо… Только денег на это никто не даст». Наверное, существуют где-то и другие продюсеры, но к ним, наверное, большая очередь… Одна надежда – на Олега Флянгольца, режиссера, оператора, который в настоящий момент ищет деньги под проект «Ламинарии» – о том, что происходило во Владивостоке в 1993 году.
Корреспондент:
Когда программный директор фестиваля, пребывающий в таком цейтноте, успевает писать?
Юрий Гончаров:
Честное слово – сам не пойму. (Смеется.)
Корреспондент:
Кстати, можете назвать самое большое количество фильмов, которые Вы посмотрели подряд за сутки?
Юрий Гончаров:
Четырнадцать короткометражных и восемь полнометражных.
Другие статьи по теме Международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого»
22.02.2022
Минкульт отобрал фестивали, которые получат поддержку
14.05.2020
Кинофестиваль Pacific Meridian пройдет в октябре
20.09.2019
«Мальчик русский» получил Гран-при фестиваля Меридианы Тихого
15.05.2019
Константин Хабенский станет президентом фестиваля Меридианы Тихого
01.03.2019
Первые фестивали 2019 года, одобренные Минкультом
Реклама