Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
7 июня 2013 17:11

Бахтияр Худойназаров: «К наградам надо относиться спокойно»

Бахтияр Худойназаров: «К наградам надо относиться спокойно»

Сегодня, 7 июня 2013 года в рамках 24 кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи состоится показ картины Бахтияра Худойназарова «В ожидании моря», открывавшей Римский кинофестиваль 2012 года. Предлагаем Вашему вниманию интервью с режиссером, в котором он рассказывает о шести годах работы над фильмом, влиянии Габриэля Гарсиа Маркеса на свое творчество и многом другом.

Корреспондент:
А вы верите, что «море не убивает»?

Бахтияр Худойназаров:
Вода может убить. Можно обратиться к творчеству Андрея Тарковского, у которого море — это стихия, вода.

Корреспондент:
Идея фильма «В ожидании моря» — ваша, а расписывал ее Сергей Ашкенази, верно? Почему он? И не могли бы вы рассказать чуть подробнее, менялась ли идея на протяжении работы над сценарием?

Бахтияр Худойназаров:
Сергей — мой очень близкий друг и режиссер. Он мне в этом помог, потому что я писать сценарии не люблю. Рассказы — могу, а вот сценарии — не очень.

Корреспондент:
Правда, что сценарий был премирован в США?

Бахтияр Худойназаров:
Да, это был «Сандэнс» — премия за «лучший европейский сценарий».

Корреспондент:
Это далеко не первая ваша картина, снятая в копродукции. Как правило, копродукция кажется всем довольно привлекательным способом кинопроизводства. Есть ли оборотная сторона медали — какие у копродукции минусы?

Бахтияр Худойназаров:
С копродукцией связаны определенные сложности. Когда в производстве картины участвуют семь стран, очень тяжело всех соединить — и объехать.

Корреспондент:
Сложнее ли убеждать инвесторов и сопродюсеров из разных стран в «работоспособности» и интересности истории? Насколько одинаково они все понимают, что из этого действительно получится хорошее кино?

Бахтияр Худойназаров:
Если история универсальная, то никого убеждать не нужно.

Корреспондент:
Вы работали над картиной около шести лет. На каком этапе у вас прервалась работа над фильмом, и какие сложности пришлось преодолевать, возвращаясь к ней? Захотелось ли что­то кардинально изменить, переписать в сценарии, переснять?

Бахтияр Худойназаров:
Перерыв был связан с травмой, которую я получил, упав с корабля, с шестиметровой высоты. Но прошло время, мы начали снимать дальше с новыми силами. Конечно, сценарий немного переписали.

Корреспондент:
Вы не раз говорили, что «В ожидании моря» — это часть трилогии. Другие две ее части — «Лунный папа» и «Живая рыба». Как вы сами определяете — чем объединены три эти картины?

Бахтияр Худойназаров:
Я бы отослал вас к Габриэлю Гарсии Маркесу — можно прочитать его и понять, почему так вышло.

Корреспондент:
На каком этапе находится работа над картиной «Живая рыба»? Правда, что фильм не закончен?

Бахтияр Худойназаров:
Фильм не закончен, просто сейчас нет возможности его доделать. Но придет время, и мы за него возьмемся. Это будет мой последний фильм. (Смеется.)

Корреспондент:
Но ведь Олега Янковского, начинавшего работать над «Живой рыбой», уже нет, а Ева Грин чересчур занятая актриса.

Бахтияр Худойназаров:
Да, Олега Янковского нет, но судьба чудесным образом соединила меня с его сыном Филиппом. Думаю, что именно он и сыграет эту роль за папу.

Корреспондент:
Вернемся к фильму «В ожидании моря». Вы сделали акцент на личной трагедии Марата. Насколько вам хотелось коснуться темы бедствия людей, проживающих в районе исчезающего водоема, и насколько затронуть эту тему удалось?

Бахтияр Худойназаров:
По­моему, полностью удалось затронуть. Это ведь не только проблема ухода воды, это проблема экологии души.

Корреспондент:
Скажите, как на самом деле живут эти люди? Чем занимаются бывшие рыбаки, уезжают ли они из тех мест?

Бахтияр Худойназаров:
Там все исчезает. Уже нет рыбы, люди занимаются нефтью — это же сейчас главное… Но в иранской части Каспия рыба еще есть, рыбаки, соответственно, тоже.

Корреспондент:
Есть ли там люди, которые так же упрямо, самозабвенно и романтично занимаются спасением моря и своих кораблей?

Бахтияр Худойназаров:
Мне кажется, есть. По крайней мере, нам такие встречались.

Корреспондент:
Я ничего не знаю про кораблевождение и навигацию, но в реальности может ли корабль передвигаться по песку, как это происходит у Марата, или это все­таки сказочное поэтическое допущение, вплетаемое в реальное повествование?

Бахтияр Худойназаров:
Конечно, это художественное допущение, но, думаю, это реально: пустая посудина может передвигаться по песку, влекомая человеческой волей.

Корреспондент:
Ваш фильм «Лунный папа» был трагикомедией, в нем было много гротеска, эксцентрики и фантасмагории, за что вас даже повадились сравнивать с Кустурицей. В новой картине вы обходитесь без всех полюбившихся зрителю интонаций и комизма. Почему?

Бахтияр Худойназаров:
Это другой жанр. Это притча.

Корреспондент:
Все, кто видел фильм, сравнивают ваших бандитов с героями «Безумного Макса». Справедливо?

Бахтияр Худойназаров:
Бандиты все одинаковы.

Корреспондент:
Хочется спросить про кастинг: Морица Бляйбтроя вы не планировали привлечь к работе над фильмом?

Бахтияр Худойназаров:
Нет.

Корреспондент:
Легко ли утвердили на роль Анастасию Микульчину? И еще: почему было так важно, чтобы она внешне, в плане одежды, выделялась из других жителей поселка?

Бахтияр Худойназаров:
Утвердили ее сразу же, как только случайно нашли. Ее героиня и должна быть другой, она же не живет в этом городе, она — из другого мира.

Корреспондент:
В титрах указаны три оператора: Рифкат Ибрагимов, Душан Йоксимович, Ян Ванкаийе. Зачем вам столько?

Бахтияр Худойназаров:
Так получилось. Но я считаю, что основной оператор этой картины — Душан Йоксимович.

Корреспондент:
Бахтияр, а вы часто остаетесь верны задуманному и доводите начатое до конца?

Бахтияр Худойназаров:
Всегда.

Корреспондент:
Почему вы, уехав в Германию, продолжаете снимать про родные места?

Бахтияр Худойназаров:
Хочу еще раз сказать, что я никогда никуда не уезжал. Просто изменилось время, иногда я живу в Берлине, потому что мне там нравится. Но я никуда не иммигрировал, я живу и работаю здесь, а там у меня осталась квартира. Когда я иногда туда уезжаю, то становлюсь самим собой.

Корреспондент:
Вопрос про «Кинотавр». Сейчас для вас участие в конкурсе — уже довольно безынтересное занятие, или напротив, хочется в очередной раз доказать, что вы — боец?

Бахтияр Худойназаров:
Ничего не хочется доказывать, у меня уже есть два Гран­при «Кинотавра», но, конечно же, будет приятно, если я опять получу приз.

Корреспондент:
Правда, что вы ни разу не приезжали в Сочи на награждение?

Бахтияр Худойназаров:
Верно, сам я призы никогда не получал. Я и в этот раз не уверен, что останусь на церемонию Закрытия и уеду после показа фильма. Но все будет зависеть от того, как все сложится на душе. В свое время я познакомился с Марчелло Мастрояни, мы подружились, и он мне объяснил, что к призам нужно относиться спокойно. Сначала я не принял его слова всерьез, а потом увидел, как он, получив приз на Венецианском кинофестивале, сел и поставил на него ноги, как на подставку, и тогда я понял, что к наградам и правда надо относиться спокойно.

Корреспондент:
Я читал, что вашу декорацию для «Лунного папы» превратили в аэропорт, а в построенный городок Ахтамань водят туристов. Хочется спросить, что сталось с кораблем, который герой Бероева гнал к морю?

Бахтияр Худойназаров:
Корабль так и остался. На Каспии стоит.
Автор:
Андрей Захарьев, по материалам Кинотавр daily

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама