Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
6 мая 2013 13:02

Лиза Антонова: «Создание собственной компании «Студия «Пассажир»» стало для нас с Александром Миндадзе необходимостью»

Лиза Антонова: «Создание собственной компании «Студия «Пассажир»» стало для нас с Александром Миндадзе необходимостью»

В 2013 году кинокомпания «Студия «Пассажир»» работает над несколькими проектами. Новый фильм Кати Шагаловой «Берцы» уже в запуске, готовятся к съемкам «Братья Ч» Михаила Угарова и «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. Продюсером всех этих проектов выступает Лиза Антонова, соучредитель студии. Мы поговорили с Лизой о новых проектах, сложностях разработки копродукции, отличиях в поддержке авторского кино в России и Европе.

Корреспондент:
На протяжении нескольких лет Вы являлись организатором фестиваля «Киноблик» в Германии. Что это был за фестиваль? Как складывалась его судьба?

Лиза Антонова:
В начале 2000-х режиссер Андрей Осипов познакомил меня с Настей Александровой – она жила в Штутгарте и хотела делать в Германии фестиваль российского кино. А я тогда работала главным редактором академии Ника, поэтому знала, кто чем занимается, смотрела все фильмы, у меня были нужные контакты. Вместе с Настей мы организовали фестиваль «Киноблик». Поначалу он был ориентирован на эмигрантскую публику, но потом разросся и превратился в полноценный киносмотр с большим количеством зрителей.
Мы проводили «Киноблик» с 2003 по 2009 год. Настя добивалась, чтобы с немецкой стороны его поддерживали фонды, несколько лет нам помогало Министерство культуры РФ. Мы придумывали концепцию, формировали программу, делали бизнес-площадку, на которой устраивали круглые столы и питчинги. Это было интересно и весело, но потом новизна ушла, а мы потихоньку увлеклись другими вещами. Настя поступила в школу Марины Разбежкиной, занялась документалистикой и стала снимать кино. Честно говоря, я и сама не понимаю, как люди 30 лет могут делать одно и то же. Я работала и в театре, и в газете, и в кино… Мне нужны перемены.

Корреспондент:
В 2006 году Вы с Александром Миндадзе основали собственную кинокомпанию. Как создавалась «Студия Пассажир»?

Лиза Антонова:
Можно сказать, это была необходимость. После того, как Александр Миндадзе написал сценарий «Отрыва», встал вопрос о том, кто и как этот фильм будет снимать. 2006 год был счастливым временем для российского кинематографа. «Отрыв» делался по заказу «Централ Партнершип», возглавлявший тогда компанию Рубен Дишдишян очень активно работал с авторским кино. Но ЦПШ в те годы не занималась продакшеном, поэтому мы создали свою производственную компанию, первым проектом которой стала картина «Отрыв».

Корреспондент:
Поначалу «Студия Пассажир» бралась лишь за проекты Александра Миндадзе и его дочери Кати Шагаловой, но сейчас компания стала работать и с другими авторами. Планируете ли вы и дальше расширять поле деятельности компании?

Лиза Антонова:
Мы, кстати, работали и с Андреем Прошкиным, сняли фильм «Миннесота», делали документальное кино, проекты для телевидения. Но у нас нет задачи обрасти авторами, или превратиться в корпорацию. Все происходит естественным путем. Просто раньше, когда мне, например, в руки попадал интересный сценарий, нужно было думать о том, куда с ним идти, а теперь можно пытаться реализовывать хорошие идеи собственными силами.

Корреспондент:
Режиссер Андрей Анненский, сын драматурга Александра Анненского и внук режиссера и сценариста Исидора Анненского, с 2012 года значится одним из продюсеров компании «Студии Пассажир». Как он стал частью вашей команды?

Лиза Антонова:
С Андреем мы знакомы давно, познакомились в Штутгарте на «Киноблике», но начали сотрудничать во время работы над фильмом «В субботу». Он не только окончил режиссерский факультет ВГИКа, но и вырос в Германии, прекрасно владеет немецким языком. Андрей нам помогал поддерживать коммуникацию с немецкими коллегами – на картине «В субботу» работало несколько немецких специалистов. Новый проект Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» тоже российско-немецкий, приходится общаться с немецкими фондами, нашим немецким сопродюсером Хейно Декертом и немецкими актерами, которые будут сниматься в фильме. К тому же Андрей по первому образованию компьютерщик – для него не проблема соединить провода и наладить технику. В общем, очень полезный и многофункциональный человек. И у него всегда масса идей.

Корреспондент:
Так много, что в планах «Студии Пассажир» появилось сразу несколько проектов Анненского!

Лиза Антонова:
Да, один из них – «Быть свободным». Это пока лишь идея для большого игрового фильма. Андрей пишет сценарий, основанный на истории из жизни его родителей, которые познакомились на круизном лайнере «Максим Горький». В советское время многие юноши и девушки мечтали устроиться на такие корабли хоть официанткой, хоть уборщиком, ведь это был один из немногих способов посмотреть мир.
Второй проект Анненского – «Можарово» по фантастическому рассказу Дмитрия Быкова. Изначально мы собирались выпустить короткий метр, но потом решили сделать альманах из трех экранизаций рассказов современных русских писателей, которые снимут дебютанты. Начинаем с «Можарово»: Андрей готов приступать к съемкам, но работу пришлось немного задержать из-за плотного графика актера Михаила Ефремова.

Корреспондент:
Скоро начнутся съемки еще одной картины «Студии Пассажир» – «Братьев Ч» по пьесе Елены Греминой. Вы участвовали с проектом еще в 2011 году в питчинге «Кинотавра». Что Вам дал тогда этот питчинг?

Лиза Антонова:
Честно говоря, питчинг оставил у меня не самое приятное впечатление – «Братья Ч» на нем были встречены в штыки. Но радует, что из проектов, представленных на том питчинге, в производстве сегодня находятся и те, которые критиковали больше всего – наш фильм и «Комбинат «Надежда»» Наталии Мещаниновой.
Я думаю, в нашей стране механизм питчингов пока еще не отлажен. У нас это в большей степени информационная история – себя показать, на других посмотреть, а в серьезных зарубежных питчингах участвуют те, кто действительно заинтересован, в том, чтобы найти проект и принять в нем участие. Но, тем не менее, найти немецкого сопродюсера для картины «В субботу» нам помог питчинг ММКФ. То есть, все возможно, просто любым новшествам требуется время, чтобы прижиться.

Корреспондент:
В 2011 году у «Братьев Ч» уже был и сценарий, и режиссер – Михаил Угаров. Как с тех пор развивался проект?

Лиза Антонова:
Мы его продолжали разрабатывать параллельно с другими проектами. На фильмы «Братья Ч» и «Берцы» Кати Шагаловой была получена господдержка Министерства культуры. Сейчас по «Братьям Ч» уже проведен кастинг, определена натура, утверждена большая часть съемочной группы. В главной роли – Егор Корешков, его братьев играют Артем Григорьев и Александр Молочников. Одну из женских ролей будет исполнять Александра Ребенок. В июле мы собираемся начать съемки.

Корреспондент:
Спектакль «Братья Ч» уже несколько лет с успехом идет на театральной сцене. Сильно ли пьеса Греминой была переработана для кино? Вы взяли в качестве режиссера картины театрального драматурга и режиссера Михаила Угарова – не боитесь, что фильм получится слишком театрализованным?

Лиза Антонова:
Мы как раз не хотим, чтобы получилось театрализованное кино. Поэтому мы пригласили в качестве оператора Алишера Хамидходжаева – у него очень живая камера, думаю, они вместе с Угаровым смогут сделать так, чтобы вышел фильм, а не пьеса, перенесенная на экран. Ну и, конечно, сценарий фильма будет сильно отличаться от пьесы – Михаил Угаров и Елена Гремина его до сих пор дорабатывают.

Корреспондент:
Вы упомянули о том, что проекты «Братья Ч» и «Берцы» получили субсидии Минкульта. Какой процент от бюджета фильма составляют государственные деньги? Кто вкладывает остальное?

Лиза Антонова:
Грант Министерства культуры составляет примерно 70% бюджета. Что касается остального финансирования, то практика показывает, что сейчас очень сложно привлечь деньги – особенно, на авторское кино. Наши попытки найти инвестиции не увенчались успехом, зато нам удалось договориться об услугах на нужную сумму. То есть, например, мы делаем с определенной компанией постпродакшн, а потом отдаем ей часть прав.
Некоторые компании планируют расширить деятельность и войти в кинопроизводство. Для других это имиджевая история – они не хотят прославиться исключительно как компании, производящие телевизионные ситкомы. Эти люди готовы принимать посильное участие, предоставлять технику, монтажные, студии звукозаписи и выгодно отличаются от инвесторов тем, что понимают – авторский фильм вряд ли принесет им прибыль. Сотрудничество с такими компаниями – один из возможных выходов для некоммерческих проектов.

Корреспондент:
Как Вам кажется, сможет ли когда-нибудь российский кинематограф перестать зависеть от государственных денег? Или это нормально, что наше кино живет на госдотации?

Лиза Антонова:
Это совершенно нормально. Авторское кино в Европе точно так же зависит от государственных грантов, там продюсеры тоже получают деньги в фондах. А во Франции, которую у нас любят приводить в пример, выстроена специальная система – часть денег от проданных в кинотеатрах билетов возвращается в кинопроизводство.

Корреспондент:
Справедливо ли работает схема распределения госсредств в нашей стране? Удобно ли она устроена?

Лиза Антонова:
Фонд кино создан по европейской модели, но у нашей схемы есть свои особенности – например, система лидеров.
Однако основная проблема в том, что в России система распределения государственных средств пока не до конца настроена. Немецкие фонды работают по четким правилам, для них неважно, кто стал новой главой организации – порядок для всех один, директор не может вдруг все поменять. Нас же постоянно лихорадит. Знаете, когда ты попадаешь в жернова реорганизации, то не думаешь, как в будущем все устроится…

Корреспондент:
Давайте перейдем к разговору о вашем партнерстве с Германией. Картину «Милый Ханс, дорогой Петр» решил поддержать общегерманский фонд FFA. Трудно ли было договориться о сотрудничестве? Почему они согласились, и что это даст проекту?

Лиза Антонова:
FFA предложил нам поддержку после презентации «Милого Ханса» на Берлинале. Обычно FFA занимается национальными коммерческими фильмами, но им так понравился проект, идея фильма и то, что это настоящая копродукции без «поддавков», что они решили принять в нем участие. Тем более, что именно Петер Дингес стоит у истоков создания Германо-российского фонда развития проектов совместного производства – в 2007 году на фестивале «Киноблик» в Штутгарте Дингес и Сергей Лазарук подписали протокол о намерениях создания этого фонда.

Корреспондент:
В чем будет заключаться участие FFA? Они поддерживают только производство картины или продвижение тоже?

Лиза Антонова:
FFA намерен поддержать производство картины. Для нас выгодно, что это общегерманский фонд и его гранты не привязаны к конкретной территории. Дотации региональных фондов должны быть потрачены в соответствующем регионе – то есть, если вы получаете финансирование от баварского фонда, вы обязаны потратить его в Баварии. Что касается продвижения, то на прокат европейские фонды дают деньги не производителям, а дистрибьюторам. В Германии вы не можете подать документы в фонд, если у вас нет дистрибьютора, договор с которым должен быть заключен еще на уровне сценария. Немцы шутят, что дистрибьюторам некогда прокатывать фильмы, потому что они постоянно читают сценарии.

Корреспондент:
Какую часть бюджета вкладывает немецкая, а какую российская сторона? И какие у вас в связи с этим обязательства перед немецкими партнерами, среди которых не только FFA, но и региональные немецкие фонды?

Лиза Антонова:
Мы договорились, что в производстве участвует немецкая техника и немецкие съемочные специалисты, часть работ по постпродакшену будет проводиться в Германии. Общий бюджет проекта 3.4 млн евро. Миллион нам предоставляют немцы, остальное вкладывают российская и украинская стороны. Съемки будут проходить на Украине.

Корреспондент:
Немецкий кастинг для проекта «Милый Ханс, дорогой Петр» давно завершился – известно, что роли в фильме получили Якоб Диль, Биргит Минихмайр («Парфюмер: история одного убийцы», «Белая лента»), Марк Вашке («Будденброки», «Барбара»).
А выбраны ли уже российские актеры?

Лиза Антонова:
Александр Миндадзе очень хочет, чтобы в фильме снимались известные российские актеры. Но кастинг еще в процессе, утверждена пока только Роза Хайруллина.

Корреспондент:
Когда начнется съемочный период, и к какому сроку вы планируете закончить картину?

Лиза Антонова:
Мы хотели снимать летом, но съемки отодвинулись на конец августа – начало сентября из-за кастинга и вопросов финансирования – мы ждем деньги от фондов, также надеемся получить российскую господдержку. Съемки продлятся два месяца. Попытаемся успеть доделать фильм к Берлинскому кинофестивалю.

Корреспондент:
Тема фильма может оказаться слишком сложной для российского зрителя. Рассчитываете ли вы на сборы в нашем прокате? У проекта уже есть дистрибьютор? Каким числом копий может выйти «Милый Ханс, дорогой Петр»?

Лиза Антонова:
С дистрибьютором у нас есть предварительная договоренность, но о количестве копий мы пока даже не думали. Мне кажется, «Милый Ханс, дорогой Петр» может получиться зрительским фильмом. Ведь это кино не про войну – как всегда у Миндадзе, грядущая война лишь повод поговорить о человеке и том, что происходит у него внутри.

Корреспондент:
С точки зрения зрительской привлекательности потенциалом, как мне кажется, обладает еще один проект «Студии Пассажир» – «Берцы» Кати Шагаловой. Это современная актуальная история, которая могла бы привлечь в кинотеатры молодежь, заинтересованную в том, чтобы смотреть кино про себя и свои проблемы.

Лиза Антонова:
Мне тоже кажется, что у проекта есть потенциал. Дай Бог, чтобы получилось зрительское кино. Хотя я не рассматриваю фильмы с позиции привлекательности для аудитории. Мне кажется, если сценарий интересен мне, то эта история обязательно понравится кому-то еще. Делай для себя, и у тебя обязательно будут сторонники.

Корреспондент:
Катя Шагалова упомянула, что вскоре съемки продолжатся на натурных объектах. Проблемный ли город Москва для кинопроизводства?

Лиза Антонова:

В Москве, как и в Европе, надо получать разрешение на съемки. Их выдают муниципалитеты. Раньше хождение по кабинетам, ожидание и так далее отнимало много времени. Но за последние годы в нашей киноотрасли появились новые нужные профессии. Например – location менеджер. Дело только начинает развиваться, и у данного специалиста еще нет точного локализованного названия. Суть в том, что он через собственную фирму занимается оформлением всех необходимых разрешений в конкретном районе Москвы.
А ведь еще пять лет назад, когда я в Германии в первый раз познакомилась с работой location менеджеров, и представить не могла, что и в Москве можно будет заказать аналогичные услуги.

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Кинокомпания «Студия Пассажир»

Реклама