Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
26 апреля 2013 13:52

Дмитрий Казуто: «Сейчас наступил решающий момент для консолидации всех кинотеатров».

Дмитрий Казуто: «Сейчас наступил решающий момент для консолидации всех кинотеатров».

Очевидно, что ни одна из многочисленных проблем киноиндустрии не решится сама по себе, без консолидации сообщества, планомерной работы профессиональных и общественных организаций. Дмитрий Казуто, директор некоммерческого партнерства «Киноальянс», в эксклюзивном интервью рассказал «ПрофиСинема» о том какие проблемы сейчас на повестке дня у отечественного кинопоказа.

Корреспондент:
«Киноальянс» - организация, объединяющая кинотеатральные сети и кинотеатры России. Сколько на сегодняшний день кинотеатров входит в некоммерческое партнерство?

Дмитрий Казуто:
На сегодняшний день организация объединяет все федеральные сети, кроме «Синема Парка» и несколько десятков региональных сетей и индивидуальных кинотеатров, общее количество экранов приближается к 40%. Необходимо отметить, что эти 40% экранов приносят не меньше 70% всех кассовых сборов. В 2012 году в «Киноальянс» вступили около 20 новых участников, включая федеральные сети «Мори Синема», «Плазма Фильм», региональные сети «Ставрополь Фильм», «КиноЧарли», российско-казахстанская сеть Star Cinema, индивидуальные кинотеатры, расположенные во многих регионах страны, от Калининграда до Новосибирска, от Сыктывкара до Оренбурга. В настоящее время в процессе вступления одна из крупнейших федеральных сетей «Синема Стар» и крупнейшая региональная сеть в Южном федеральном округе - «Монитор». Консолидация российских кинотеатров продолжается, и есть все основания надеяться, что к концу года в наших рядах будет большинство кинотеатров.

Корреспондент:
Какие первоочередные проблемы сейчас на повестке дня у «Киноальянса»?

Дмитрий Казуто:
Первоочередной, вне всякого сомнения, является проблема законопроектов о квотировании и НДС, судьба которых во многом зависит от позиции Правительства. «Киноальянс» проводит постоянную работу с целью донести до Правительства и заинтересованных министерств информацию о позиции киноиндустрии по данным вопросам. Необходимо отметить, что наша позиция основана исключительно на здравом смысле. По данным Ваших коллег, журнала «Бюллетень кинопрокатчика», средняя доля сеансов российских фильмов в первом квартале текущего года в крупнейших киносетях составила 20%, а в периоды выхода российских фильмов на экраны, в 5 четвергов из 13 четвергов в первом квартале значительно превышала 20%, доходя иногда почти до 50%! Даже с учетом рекордно малого количества российских фильмов, вышедших в прокат в первом квартале, доля российского кино по зрителям, по данным «БК», составила 26.7%. «Легенда № 17» получила на старте свыше 33% сеансов, и наверняка это количество увеличилось в течение последующих дней. Нелепый довод о недостаточности экранного времени для российских фильмов не подтверждается реальностью. А реальность такова, что нам нужны не квоты, а качественные, востребованные зрителями отечественные фильмы. Надо дать возможность нашим продюсерам и кинотеатрам спокойно работать, и оказывать им всестороннюю поддержку.

По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», по итогам первого квартала в кинопрокате СНГ произошел спад посещаемости кинотеатров, который составил 2.2%, что является крайне тревожным сигналом для всей киноиндустрии. Любые ограничительные меры, как то квотирование и НДС лишь усугубят проблемы всей отечественной киноиндустрии.

Корреспондент:
В феврале по инициативе «Киноальянса» и российских продюсеров Федора Бондарчука и Сергея Сельянова в Комитете по культуре Государственной Думы состоялся круглый стол «О законодательных предложениях по установлению доли показа национальных фильмов». Оцениваете ли Вы данное мероприятие как успех «Киноальянса»?

Дмитрий Казуто:
Действительно, именно «Киноальянс» стал инициатором обращения к Председателю Государственной Думы с просьбой о проведении парламентских слушаний. Данную инициативу по нашей просьбе поддержали видные российские продюсеры Федор БондарчукСергей Сельянов и Ренат Давлетъяров, которых я, пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить за поддержку. Парламентские слушания состоялись 21.02. в форме круглого стола. Обсуждалось не только квотирование, но и лишение наших кинотеатров льготы по НДС на кино-билеты. На круглом столе присутствовало большинство ведущих российских продюсеров и экспертов киноиндустрии, которые, наряду со многими депутатами, единогласно высказались резко против данных мер. Мероприятие привлекло огромное внимание СМИ. На сайте «Киноальянса» можно ознакомиться обзором СМИ. (http://www.kinoalliance.ru/news_27.htm)

В пояснительных записках к законопроектам о квотировании имеются ссылки на успешный зарубежный, в частности, европейский опыт квотирования национальных фильмов. По моей просьбе, Союзом Европейских Ассоциаций Кинотеатров (UNIC) был проведен опрос глав европейских ассоциаций кинотеатров на предмет наличия квот в Европе. Было получено официальное письмо UNIC об отсутствии в Европе квот и включено в раздаточный материал слушаний. Конечно же, решительная и единогласная поддержка всей отечественной киноиндустрией позиции кинотеатров по вопросу квот и НДС – это большой успех «Киноальянса».

Тем не менее, такая резкая реакция киноиндустрии, поддержанная целым рядом депутатов Комитета по культуре Госдумы, и нашедшая отражение в десятках сообщений ведущих СМИ, не помешала Министерству культуры рекомендовать Правительству поддержать законопроекты о квотировании и НДС. Необходимо отметить, что Министерство культуры, в целом поддерживая инициативу о квотировании, отмечает целый ряд нюансов, которые делают законопроект о квотировании в существующей редакции нереализуемым, например в части его противоречия обязательствам России в рамках ВТО, на что мы уже обращали внимание представителей как законодательной, так и исполнительной власти. 

Корреспондент:
Познакомьте, пожалуйста, наших читателей с новостями «Киноальянса».

Дмитрий Казуто:
Профессиональные стандарты киноиндустрии.
Министерство культуры предлагает кинотеатрам разработать профессиональные стандарты для наиболее распространённых в кинотеатрах профессий – например, киномеханика и специалиста по репертуарному планированию. «Киноальянс» принимает участие в работе соответствующей рабочей группы при Министерстве культуры. Пользуясь случаем, прошу все кинотеатры оказать нам содействие в этом вопросе, и поделиться своими соображениями. По сути, нам предлагается самим выработать профессиональные стандарты, которыми, в частности, будут пользоваться образовательные учреждения при подготовке кадров для кинотеатров.

Композиторское вознаграждение.
В начале апреля под председательством замминистра культуры Ивлиева Г.П. состоялось большое совещание в целях обсуждения вносимого Министерством культуры проекта постановления правительства по ставке композиторского вознаграждения, которое предусматривает ставку для кинотеатров 1%.

В ходе совещания я, как исполнительный директор «Киноальянса», и представитель Ассоциации продюсеров Сергей Сельянов вновь аргументировали позицию киноиндустрии о необходимости снижения ставки и базы расчета композиторского вознаграждения. Хочу снова подчеркнуть исключительную важность того, что позиция кинотеатров по данному вопросу поддерживается всей отечественной киноиндустрией, а также практически всеми заинтересованными министерствами. Это стало результатом длительной работы «Киноальянса» и продюсерского сообщества. Говоря об этой проблеме нельзя не высказать слова благодарности Сергею Михайловичу Сельянову, который уже на протяжении почти 10 лет отстаивает интересы кинотеатров.

«Киноальянс» работает над этой проблемой уже 4-й год, с 2010 года. За это время были направлены десятки обращений Правительству, Президенту и различным министерствам. Важнейшей вехой в этой работе стало решение Правительственного совета по развитию кинематографии, изложенное в п. 7 Протокола заседания Совета от 29.11.2011 г., которое гласит: «согласится с предложением НП «Киноальянс», Ассоциации и Гильдии продюсеров и форума «Кино России 2020», поддержанных Минэкономразвития и Минкомсвязи, о целесообразности снижения ставки и базы расчета вознаграждения авторам музыкальных произведений…при публичном исполнении аудиовизуальных произведений в кинотеатрах».

В 2012 году прежнее руководство Министерства культуры перевело проблему на международный уровень – на уровень Единого экономического пространства России, Казахстана и Беларуси. «Киноальянс» провел огромную работу и с Правительством, и с Евразийской экономической комиссией, с Министерством экономического развития и Министерством культуры. В результате недавно было принято решение вернуть вопрос на уровень национального законодательства.

В настоящее время мы в шаге от решения этой давней проблемы, так как по данному вопросу, в результате поистине титанической многолетней работы наконец-то удалось достичь всеобщего консенсуса. Буквально на днях, министр культуры Владимир Мединский публично высказался за снижение ставки. Разногласия остаются по размеру ставки и по вопросу снижения базы расчета. Мы настаиваем на признании того очевидного факта, что кинотеатральный прокат является особым видом использования аудиовизуальных произведений. За право демонстрации фильмов кинотеатры выплачивают дистрибьюторам фильмов 50% выручки от продажи билетов, что является совершенно уникальным. Ни телевидение, ни другие пользователи аудиовизуальных произведений не уплачивают за право проката 50% выручки, поэтому кинотеатры не должны уплачивать вознаграждение, выраженное в процентах от общей выручки. Ставка должна рассчитываться от суммы общей выручки, уменьшенной на сумму прокатной платы.

Несмотря на то, что «Киноальянс» добивается снижения ставки ниже уровня 1% и снижения базы расчета, в случае принятия Правительством ставки 1% это станет значительным достижением, так как даже по суду РАО не сможет взыскивать с кинотеатров более 1%. Всем заинтересованным сторонам абсолютно понятно, насколько это усилит позицию кинотеатров. Вместе с тем, надо помнить, что, несмотря на разногласия, кинотеатры и авторы, которых представляет РАО, как и другие представители творческой индустрии, находятся в одной лодке. Чем раньше мы придем к пониманию и сотрудничеству, чем больше шансов выжить и противостоять главной угрозе, как киноиндустрии, так и всех авторов – тотальному пиратству.

Корреспондент:
Российским продюсерам было предложено реализовать совместную инициативу по продвижению российского кино в кинотеатрах – создать единый трейлер всех крупнейших российских релизов под единым лозунгом, например, «Новые российские фильмы – смотрите в кинотеатрах!». И кинотеатры «Киноальянса» выразили готовность демонстрировать подобный трейлер в целях активного продвижения всех российских фильмов. Почему, по Вашему мнению, инициатива не была реализована.

Дмитрий Казуто:
Данный вопрос надо адресовать российским продюсерам. Это была лишь одна из наших инициатив, которые могли бы поддержать российское кино. Возможно, инициатива тогда не была реализована по причине некоторой неопределенности, которая сложилась прошлой осенью, в период реформирования Фонда кино. В настоящее время мы продолжаем диалог с продюсерским сообществом и, возможно, данное предложение будет реализовано этой осенью.

Корреспондент:
Как вообще продвигается внедрение инициатив «Киноальянса», направленных на повышение посещаемости российских фильмов.

Дмитрий Казуто:
Еще в прошлом году мы направили и продюсерам, и Правительству целый набор предложений по системному продвижению национального кино российским кинозрителям.

В частности, предлагается создание постоянно действующего Координационного совета по развитию кинотеатрального проката национальных фильмов, с участием представителей киноиндустрии и крупного бизнеса. Главной целью работы совета должно стать постепенное повышение посещаемости российского кино посредством разработки и внедрения общенациональных программ по продвижению российского кино в масштабах страны, с использованием всех видов СМИ, таких как, например:

  • Общенациональная программа лояльности при поддержке крупного брэнда (например, сотового оператора), включающая централизованное приобретение нескольких миллионов кино-билетов в течение года, по аналогии с действующими программами в Европе.
  • Национальная школьная Кино Неделя – общенациональная акция, в рамках которой школьники организованно бесплатно посещают сеансы российских фильмов в кинотеатрах. Данная инициатива может стать важнейшим элементом программы привлечения новой аудитории в кинотеатры вообще, и на российские фильмы в частности.
  • Реализации программы поддержки государственными телеканалами продвижения посещения российских фильмов в кинотеатрах.
  • Работа со СМИ по изменению восприятия общественностью российского кино.
  • Проведение специальных мероприятий в целях продвижения и формирования положительного имиджа российского кино.
  • Продвижение российских фильмов в кинотеатрах.

Мы открыты для сотрудничества, которое будет гораздо эффективнее запретительных и ограничительных мер, таких как квотирование и НДС. Но принятие этих мер сделает наши усилия бессмысленными, так как речь тогда пойдет просто о выживании кинотеатрального проката в России.

Корреспондент:
Понятно, что внедрение ЕАИС, так или иначе, будет полезно для рынка. Это и статистика и реальные цифры кассовых сборов. Но так ли уж она насущна для кинобизнеса, и решит ли она проблемы взаимоотношений продюсеров и кинопоказчиков? Или все-таки камень преткновения не в ней?

Дмитрий Казуто:
История с ЕАИС – классическая иллюстрация к классическому афоризму «Хотели как лучше, получилось как всегда». Изначально ведь речь шла о внедрении электронного кинобилета, т.е. отказа от БСО и массового внедрения продажи билетов через Интернет и через различные платежные терминалы, что само по себе резко повысило бы долю безналичных платежей и автоматически привело бы к прозрачности рынка. Почему-то в итоге это свелось к ЕАИС, которая, по сути, дублирует функции Rentrak. Очевидно, что 2 одинаковых системы рынку просто не нужны.

На мой взгляд, ЕАИС должна стать одним из действенных элементов механизма поддержки показа и увеличения доли национальных фильмов в прокате, путем субсидирования показа цифровых копий национальных фильмов в кинотеатрах. Так как подобное субсидирование подразумевает сложные расчеты, и зависит от кассовых сборов каждого национального фильма в каждом кинотеатре, ЕАИС может стать необходимым и неотъемлемым элементом данной системы. Подключение к ЕАИС станет кинотеатрам выгодно и необходимо. Предлагается сделать ЕАИС инструментом для контроля данных о кассовых сборах исключительно национальных фильмов. Реализация данного предложения резко снизит нагрузку на систему, так как количество национальных фильмов в прокате пока относительно невелико, и по объективным причинам существенным образом расширит возможности для контроля и обеспечения достоверности информации.

В настоящее время, сохранение требования о передаче в ЕАИС данных о кассовых сборах всех фильмов представляется нецелесообразным, так как данное требование не только не решает задачи совершенствования государственной поддержки кинематографии и развития отечественной киноиндустрии, но и существенно затрудняет внедрение ЕАИС. Использование ЕАИС исключительно для национальных фильмов, в качестве одного из ключевых элементов механизма финансовой поддержки показа национальных фильмов в кинотеатрах, является логичным в контексте комплексной государственной системы поддержки национальной кинематографии.

В то же время, в случае необходимости, данные о результатах проката зарубежных фильмов, в т.ч. для нужд ЕАИС, может обеспечить Rentrak, осуществляющий данную деятельность во всем мире. В Rentrak отчитывается 100% российских кинотеатров, осуществляющих коммерческий кинопоказ на регулярной основе. После подключения к ЕАИС всех кинотеатров с целью передачи информации о прокате национальных фильмов, станет возможным вернуться к вопросу о передаче такой информации относительно зарубежных фильмов.

Корреспондент:
Кроме глобальных государственных задач Киноальянс много занимается чисто отраслевыми проблемами. Какова роль Киноальянса в процессе перехода на цифровой кинопопоказ. Как и чем вы помогаете кинотеатрам.

Дмитрий Казуто:
Важнейшее достижение «Киноальянса» на данный момент как раз связано с цифровым кинопоказом, а именно введение нулевой ставки импортной таможенной пошлины на кинопроекторы с выходным разрешением 2048х1080 пикселей и более. Цифровой кинопроектор для кинотеатров – главный и самый дорогостоящий элемент инфраструктуры цифрового кинопоказа. Предложение о введении нулевой ставки пошлины на цифровые проекторы для кинотеатров в качестве меры, стимулирующей внедрение цифрового кинопоказа, было детально сформулировано экспертом киноиндустрии, директором компании «Невафильм» Олегом Березиным в декабре 2009 г.
Напомню, что в феврале 2010 года данное предложение о введении нулевой ставки таможенной пошлины на цифровые проекторы было включено в программу «Киноальянса», и в апреле 2010 г., наряду с другими предложениями «Киноальянса», было направлено председателю Правительства РФ. Для реализации предложения «Киноальянсом» были подготовлены проекты соответствующих изменений ТН ВЭД и Единого таможенного тарифа Таможенного Союза, а также финансово-экономическое обоснование данного предложения. В результате продолжительной работы, предложение получило поддержку и/или согласование Министерства культуры, Министерства экономического развития, Федеральной таможенной службы, Министерства финансов, Консультативного Совета Фонда кино и других организаций.

01.02.2011 года данное предложение было представлено в докладе председателя правления «Киноальянса» Леонида Огородникова в рамках заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии. По итогам заседания Совета, Председателем Правительства было сделано соответствующее поручение Министерству экономического развития: обеспечить рассмотрение данного вопроса Комиссией Таможенного Союза России, Казахстана и Беларуси.

В целях реализации данного поручения «Киноальянс» в соответствии с процедурой рассмотрения, подготовил необходимую документацию для рассмотрения сначала рабочей группой, а затем Подкомиссией по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. После этого стало возможным внести данное предложение на рассмотрение Комиссии Таможенного Союза. Предварительно предложение было рассмотрено Комитетом по вопросам регулирования внешней торговли Таможенного Союза России, Казахстана и Беларуси, и 16 августа 2011 г. принято Комиссией Таможенного Союза, именно в том виде, в котором оно было изначально сформулировано и внесено «Киноальянсом».

Данное решение явилось результатом более чем полуторагодичной совместной работы «Киноальянса», Аппарата Правительства РФ, Консультативного совета Фонда кино, Министерства культуры, Министерства экономического развития, экспертов компании «Невафильм», Ассоциации теле и кино-продюсеров. Отдельную благодарность необходимо высказать Эдуарду Анатольевичу Пичугину и Федору Сергеевичу Бондарчуку.

Реализация этого предложения «Киноальянса» сэкономила кинотеатрам России, Казахстана и Беларуси многие миллионы рублей. К сожалению, проведенная колоссальная работа и огромный экономический эффект для кинотеатров воспринимается сейчас многими как нечто само собой разумеющееся. Удивительно, как быстро люди забывают и недооценивают достигаемые огромным трудом позитивные результаты чужой работы. Еще один пример - быстрое решение Эдуардом Пичугиным проблемы лишения кинотеатров льготы по НДС осенью 2011 года. Об этом почти не вспоминают, а ведь эта работа также сэкономила кинотеатрам миллионы. И ситуация с квотами возникла не вчера – напомню, что введение квотирования изначально было запланировано на сентябрь прошлого года, и лишь слаженная совместная работа всей киноиндустрии позволяла до сих пор вести дискуссию по этому вопросу и препятствовать принятию данного решения без обсуждения с киносообществом.

Возвращаясь к цифровому кинопоказу, необходимо отметить, что сотрудничество «Киноальянса» и MPAA способствовало долгожданному разблокированию VPF в России. К сожалению, данная тема не настолько публична, чтобы ее можно было подробно обсуждать в интервью. Вместе с тем, необходимо отметить, что если бы кинотеатры активнее вступали в «Киноальянс», у нас появилась бы возможность распространить программы VPF не только на крупные сети, но и на многие другие кинотеатры.

Корреспондент:
Еще одной проблемой, надвигающейся на кинотеатры со страшной скоростью, является интернет-дистрибьюция. Сокращение кинотеатрального окна, да и вообще перенос релизов в сеть. Конечно, совсем кинотеатральный бизнес не исчезнет, но существенный передел рынка неминуем. Что делает «Киноальянс», чтобы смягчить этот процесс?

Дмитрий Казуто:
Легальная интернет-дистрибуция пока не представляет столь же серьезной опасности для кинотеатров, какую представляет Интернет-пиратство. А вот с этим злом «Киноальянс» активно борется в рамках Координационного совета по защите интеллектуальной собственности. Совет объединяет профессиональные организации творческой и интеллектуальной индустрии – киноиндустрии, музыкальной и книгоиздательской индустрии, телерадиовещания, производителей программного обеспечения и др. Создание подобного Совета, как единого координирующего органа в области защиты интеллектуальной собственности, было предложено «Киноальянсом» в 2010 году, и зафиксировано в Программе «Киноальянса», как один из важнейших составных элементов в комплексе мер, направленных на противодействие пиратству. Таким образом, с началом функционирования Координационного Совета по защите интеллектуальной собственности, «Киноальянс» продолжает активную работу в данном направлении, совместно с другими организациями, представляющими интересы творческой индустрии. Советом проведена колоссальная работа по изменению законодательства в сфере регулирования защиты интеллектуальной собственности в цифровой среде. Я надеюсь, что совсем скоро мы узнаем о первых конкретных результатах этой работы.

Корреспондент:
Как Вы считаете, Некоммерческое партнерство «Сообщество национальных кинотеатральных организаций «Киноальянс» сможет преодолеть пассивность кинотеатрального сообщества и объединит кинотеатры для решения проблем и лоббирования своих интересов? Что для этого нужно?

Дмитрий Казуто:
«Киноальянс» сделал для этого очень много, и объединил значительную часть кинотеатрального сообщества. Сейчас наступил самый решающий момент для завершения процесса консолидации всех кинотеатров. Если кинотеатры, еще не вступившие в «Киноальянс», наконец-то осознают себя единой индустрией и объединятся для защиты своих интересов, работа «Киноальянса» станет еще более эффективной, и мы сможем достичь наших целей в гораздо более короткие сроки.

В настоящее время 90% временных и трудовых ресурсов «Киноальянса» уходит на работу с органами государственной власти по различным вопросам. А ведь кинотеатрам необходимо срочно реагировать на спад посещаемости, принимать конкретные меры, как это делается во всем мире. Именно это является главной задачей ассоциаций кинотеатров. Также многим кинотеатрам необходимо наладить более эффективное взаимодействие с дистрибьюторами фильмов. Но одними жалобами на проблему ничего не добьешься. Необходимо вступать в организацию и решать все проблемы сообща. Если бы кинотеатры прислушались к призывам своих коллег объединиться еще 2-3 года назад, мы бы сейчас не столкнулись с таким количеством проблем.

Только наличие собственной профессиональной организации, объединяющей все кинотеатры страны, гарантирует возможность самим кинотеатрам определять правила и стандарты, по которым они работают, а не получать такие правила и стандарты от других. Чем больше кинотеатров входит в организацию, тем большего она может добиться для всех кинотеатров.

Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Партнерство Киноальянс

Реклама