24 апреля 2013 13:43
Серджо Бассо: «Я получил возможность делать свою работу благодаря вложениям других людей, и отношусь к ним с огромным уважением»
В начале апреля 2013 года завершился третий этап съемок нового полнометражного итальянско-российского фильма «Элементарная любовь»/ Amori Elementari. Это социально значимый международный кинопроект, в котором главными действующими лицами являются 10‐летние дети. Предлагаем вашему вниманию интервью с режиссером фильма Серджо Бассо, сделанное во время съемок. Это дебют кинематографиста в полном метре.
Корреспондент:
Вы проходили стажировку в ГИТИСе и в Доме Станиславского, имеете диплом творческой мастерской Юрия Альшица "Европейская ассоциация в поддержку и развитие театральной культуры" ("European Association For Theatre Culture"). Какие особенности обучения в России Вы бы могли отметить и применяете ли Вы полученные знания при работе с российскими и итальянскими актерами на проекте «Элементарная любовь»?
Серджо Бассо:
В России я очень многому научился именно в работе с актером. Я сейчас говорю о театральной режиссуре. Режиссура в театре и в кино очень отличается. В театре я научился, как настраивать актера на определенные состояния, мотивировать его, отыскивать неудобные стороны его персонажа, раскрывая в нем креативность, а не следовать стереотипу. Одна из учениц Станиславского, Мария Кнебель обучала нас работать с текстом. И потому от работы к работе, и также в рамках этого фильма, я старался применить эти техники к быстрому ритму съемочной площадки.
Корреспондент:
Какие русские режиссеры оказали влияние на Ваш творческий почерк?
Серджо Бассо:
Петр Фоменко и Андрей Тарковский. Эти режиссеры показали зрителю, на что может быть способно кино, на какое воздействие. В фильмах Тарковского есть моменты абсолютной гениальности. Например, финальная сцена фильма «Ностальгия».
Корреспондент:
Чем, на Ваш взгляд, отличается работа над фильмами в России от той же работы в итальянской действительности?
Серджо Бассо:
Я увидел, что русские актеры очень требовательные. Они хотят тщательной работы режиссера с ними. Например, в работе с итальянскими актерами я могу дать лишь направление, а с русским должен давать точные указания, «почему» мне нужно какое-то действие. Я должен был уделять этому время и разъяснять – и это абсолютно правильно. Итальянский актер, как правило, знает, чего ждет от него режиссер, и просто делает это, а русский актер хочет знать, «почему» он должен поступать именно так. И как только тебе удается это разъяснить, русский актер становится неимоверно щедрым.
Корреспондент:
Почему Вы решили снимать эту картину, и чем привлек Вас сценарий?
Серджо Бассо:
Дело в том, что по совместительству я еще и соавтор сценария. Поэтому это отчасти моя история: сентиментальная комедия и приключенческая история. Кроме того, мы придумали, что самые яркие моменты истории происходят в России. Для меня было большой честью иметь возможность снимать в России. Красивейшая натура, очень доброжелательные люди с глубокими традициями художественного визуального решения.
Корреспондент:
Насколько сложно работать с детьми-актерами? Расскажите о юных исполнителях и их ролях.
Серджо Бассо:
Сложно, но это потрясающее приключение, потому что дети… это очень эмоционально – работать с ними. Я уже боюсь, что скоро заканчиваются съемки, и мне будет очень грустно с ними расставаться. Даже хочется плакать, думая об этом. Два месяца работы прошли, буквально, с погружением в мир детства. Все время съемок мы провели вместе с ребятами и превратились практически в семью. Нелегко работать с ними. К каждому ребенку у меня был свой ключ. Каждый ребенок обладает своим неповторимым типом энергии. Каждый их них – это как новая яркая краска в общей картине фильма. Очень красиво! И чем дальше идет съемочный процесс, тем больше они учатся взаимодействовать в фильме. Например, Агата - чуть постарше других детей; Тобия – лидер группы; Алексей – самый высокий, немного рассеянный; Катерина – самая хитрая и самая умная; Матильда – самая романтичная и влюбленная; Ажит – очень добрый и обладает потрясающей фантазией. Поэтому каждый ребенок несет в себе определенное чувство.
Корреспондент:
Находились ли Вы изначально в каких-то заранее определенных рамках? Как проходил сам процесс съемок? Были ли вещи, которых Вам нельзя было касаться или затрагивать? Ограничивали ли Вас в чем-то продюсеры?
Серджо Бассо:
Это мой дебют в игровом кино. И я прекрасно понимаю, что такое снимать дебют в этот исторический период, тем более, что фильм очень сложный и амбициозный с точки зрения вложений со стороны продюсеров: это экспедиции в Россию, Итальянские Альпы, известные актеры из разных стран, много детей вместе с их родителями. Поэтому думаю, что продюсеры поверили в проект и сделали все от них зависящее, чтобы реализовать его как можно лучше. Конечно, какие-то ограничения на меня накладывали для экономии бюджета. Но это абсолютно оправданно. Я получил возможность делать эту работу благодаря вложениям других людей, и отношусь к ним с огромным уважением.
Корреспондент:
Используете ли Вы опыт своей предыдущей работы на проекте «Элементарная любовь»? Приведите примеры.
Серджо Бассо:
Да, я работал с детьми на документальных проектах, и научился их заинтересовывать, настраивать. И потом компоновка кадра в документальном кино – это очень важно. Пройдя эту школу, я научился предвидеть заранее, каким может и должен получиться фильм визуально.
Корреспондент:
Планируете ли Вы и в дальнейшем заниматься документальными фильмами? Возможно, есть какие-то темы, о которых Вам бы хотелось поведать?
Серджо Бассо:
Да, конечно, я хочу заниматься и документальным и игровым кино. Сразу по окончании этого фильма я лечу в Непал снимать документальный фильм.
Корреспондент:
Вы работали в театре Teatro Metastasio di Prato, Тоскана, Италия с такими режиссерами как Петр Фоменко, Eimuntas Nekrosius, Peter Clough, Philippe Delaigue. В чем именно заключалось Ваше сотрудничество с ними? Планируете ли продолжить работу в театре или игровое кино теперь уже не отпустит?
Серджо Бассо:
С Петром Наумовичем Фоменко я работал в Тоскане над спектаклем по произведениям Пушкина. Также я работал над «Мастером и Маргаритой». В качестве ассистента режиссера служил в Национальной Академии театрального искусства Франции. Нет, театр я не хочу оставлять, мечтаю вернуться к театральным постановкам, возможно даже в России, с русскими актерами.
Корреспондент:
Вам понравился опыт совместного производства? С кем бы из российских кинематографистов Вы хотели бы поработать в будущем?
Серджо Бассо:
Это очень простой вопрос. Конечно, с «Зори Фильм» навсегда вместе! (смеется). Да, почему бы и нет, было бы замечательно с продюсером Ульяной Ковалевой сделать совместный проект Россия-Китай-Италия. Я не знаю очень хорошо Россию и поэтому особенно важен такой человек, который будет тебя направлять. А Ульяна знает, с какими профессионалами надо сотрудничать и я спокойно могу доверять ее выбору. В нашем фильме «Элементарная любовь» мне довелось поработать с настоящими профессионалами. Зная достоинства кино и театральной российских школ, я был бы рад продолжать работать вместе.
Корреспондент:
Вы проходили стажировку в ГИТИСе и в Доме Станиславского, имеете диплом творческой мастерской Юрия Альшица "Европейская ассоциация в поддержку и развитие театральной культуры" ("European Association For Theatre Culture"). Какие особенности обучения в России Вы бы могли отметить и применяете ли Вы полученные знания при работе с российскими и итальянскими актерами на проекте «Элементарная любовь»?
Серджо Бассо:
В России я очень многому научился именно в работе с актером. Я сейчас говорю о театральной режиссуре. Режиссура в театре и в кино очень отличается. В театре я научился, как настраивать актера на определенные состояния, мотивировать его, отыскивать неудобные стороны его персонажа, раскрывая в нем креативность, а не следовать стереотипу. Одна из учениц Станиславского, Мария Кнебель обучала нас работать с текстом. И потому от работы к работе, и также в рамках этого фильма, я старался применить эти техники к быстрому ритму съемочной площадки.
Корреспондент:
Какие русские режиссеры оказали влияние на Ваш творческий почерк?
Серджо Бассо:
Петр Фоменко и Андрей Тарковский. Эти режиссеры показали зрителю, на что может быть способно кино, на какое воздействие. В фильмах Тарковского есть моменты абсолютной гениальности. Например, финальная сцена фильма «Ностальгия».
Корреспондент:
Чем, на Ваш взгляд, отличается работа над фильмами в России от той же работы в итальянской действительности?
Серджо Бассо:
Я увидел, что русские актеры очень требовательные. Они хотят тщательной работы режиссера с ними. Например, в работе с итальянскими актерами я могу дать лишь направление, а с русским должен давать точные указания, «почему» мне нужно какое-то действие. Я должен был уделять этому время и разъяснять – и это абсолютно правильно. Итальянский актер, как правило, знает, чего ждет от него режиссер, и просто делает это, а русский актер хочет знать, «почему» он должен поступать именно так. И как только тебе удается это разъяснить, русский актер становится неимоверно щедрым.
Корреспондент:
Почему Вы решили снимать эту картину, и чем привлек Вас сценарий?
Серджо Бассо:
Дело в том, что по совместительству я еще и соавтор сценария. Поэтому это отчасти моя история: сентиментальная комедия и приключенческая история. Кроме того, мы придумали, что самые яркие моменты истории происходят в России. Для меня было большой честью иметь возможность снимать в России. Красивейшая натура, очень доброжелательные люди с глубокими традициями художественного визуального решения.
Корреспондент:
Насколько сложно работать с детьми-актерами? Расскажите о юных исполнителях и их ролях.
Серджо Бассо:
Сложно, но это потрясающее приключение, потому что дети… это очень эмоционально – работать с ними. Я уже боюсь, что скоро заканчиваются съемки, и мне будет очень грустно с ними расставаться. Даже хочется плакать, думая об этом. Два месяца работы прошли, буквально, с погружением в мир детства. Все время съемок мы провели вместе с ребятами и превратились практически в семью. Нелегко работать с ними. К каждому ребенку у меня был свой ключ. Каждый ребенок обладает своим неповторимым типом энергии. Каждый их них – это как новая яркая краска в общей картине фильма. Очень красиво! И чем дальше идет съемочный процесс, тем больше они учатся взаимодействовать в фильме. Например, Агата - чуть постарше других детей; Тобия – лидер группы; Алексей – самый высокий, немного рассеянный; Катерина – самая хитрая и самая умная; Матильда – самая романтичная и влюбленная; Ажит – очень добрый и обладает потрясающей фантазией. Поэтому каждый ребенок несет в себе определенное чувство.
Корреспондент:
Находились ли Вы изначально в каких-то заранее определенных рамках? Как проходил сам процесс съемок? Были ли вещи, которых Вам нельзя было касаться или затрагивать? Ограничивали ли Вас в чем-то продюсеры?
Серджо Бассо:
Это мой дебют в игровом кино. И я прекрасно понимаю, что такое снимать дебют в этот исторический период, тем более, что фильм очень сложный и амбициозный с точки зрения вложений со стороны продюсеров: это экспедиции в Россию, Итальянские Альпы, известные актеры из разных стран, много детей вместе с их родителями. Поэтому думаю, что продюсеры поверили в проект и сделали все от них зависящее, чтобы реализовать его как можно лучше. Конечно, какие-то ограничения на меня накладывали для экономии бюджета. Но это абсолютно оправданно. Я получил возможность делать эту работу благодаря вложениям других людей, и отношусь к ним с огромным уважением.
Корреспондент:
Используете ли Вы опыт своей предыдущей работы на проекте «Элементарная любовь»? Приведите примеры.
Серджо Бассо:
Да, я работал с детьми на документальных проектах, и научился их заинтересовывать, настраивать. И потом компоновка кадра в документальном кино – это очень важно. Пройдя эту школу, я научился предвидеть заранее, каким может и должен получиться фильм визуально.
Корреспондент:
Планируете ли Вы и в дальнейшем заниматься документальными фильмами? Возможно, есть какие-то темы, о которых Вам бы хотелось поведать?
Серджо Бассо:
Да, конечно, я хочу заниматься и документальным и игровым кино. Сразу по окончании этого фильма я лечу в Непал снимать документальный фильм.
Корреспондент:
Вы работали в театре Teatro Metastasio di Prato, Тоскана, Италия с такими режиссерами как Петр Фоменко, Eimuntas Nekrosius, Peter Clough, Philippe Delaigue. В чем именно заключалось Ваше сотрудничество с ними? Планируете ли продолжить работу в театре или игровое кино теперь уже не отпустит?
Серджо Бассо:
С Петром Наумовичем Фоменко я работал в Тоскане над спектаклем по произведениям Пушкина. Также я работал над «Мастером и Маргаритой». В качестве ассистента режиссера служил в Национальной Академии театрального искусства Франции. Нет, театр я не хочу оставлять, мечтаю вернуться к театральным постановкам, возможно даже в России, с русскими актерами.
Корреспондент:
Вам понравился опыт совместного производства? С кем бы из российских кинематографистов Вы хотели бы поработать в будущем?
Серджо Бассо:
Это очень простой вопрос. Конечно, с «Зори Фильм» навсегда вместе! (смеется). Да, почему бы и нет, было бы замечательно с продюсером Ульяной Ковалевой сделать совместный проект Россия-Китай-Италия. Я не знаю очень хорошо Россию и поэтому особенно важен такой человек, который будет тебя направлять. А Ульяна знает, с какими профессионалами надо сотрудничать и я спокойно могу доверять ее выбору. В нашем фильме «Элементарная любовь» мне довелось поработать с настоящими профессионалами. Зная достоинства кино и театральной российских школ, я был бы рад продолжать работать вместе.
Все новости о фильме
03.06.2019
Стартовал прием заявок на фестиваль российского кино в Италии
19.11.2018
Италия - Россия. Кинороман: Русские Сезоны и компания Галерия провели фестиваль-ретроспективу
09.11.2018
Италия и Россия: роман длиной в 50 лет
20.09.2017
В Венеции прошел мини-фестиваль российско-итальянских фильмов
19.12.2014
Сергей Сорочкин: «Мы показали юному зрителю новое российское детское кино, которое, к сожалению, нечасто встретишь в прокате»
10.12.2014
Первый Международный фестиваль детско-юношеского кино «Ноль плюс»: Строительство детского кинематографа
31.10.2014
Киноафиша: Что смотреть в выходные 1-4 ноября 2014 года
24.10.2014
Киноафиша: Что смотреть в выходные 25-26 октября 2014 года
23.06.2014
«Приключения маленьких итальянцев» на 36-м ММКФ: Фоторепортаж
22.06.2014
Премьера российско-итальянской картины «Приключения маленьких итальянцев» прошла на 36-м ММКФ
Реклама