3 апреля 2013 13:50
Александр Миндадзе: «В России существует чудо – возможность получить государственное финансирование»
Вчера, 2 апреля 2013 года состоялась 26 торжественная церемония вручения национальной кинематографической премии «Ника». Среди уже известных почетных лауреатов – сценарист, режиссер и продюсер Александр Миндадзе, удостоенный специальной премии "За выдающийся вклад в отечественный кинематограф" имени Алексея Германа. Мы поговорили с Александром Анатольевичем о его взгляде на проблемы современного кинематографа, компании «Пассажир», освоении профессии продюсера и многом другом.
Вита Рамм:
Пересматривая сегодня Ваши с Вадимом Абдрашитовым фильмы, можно с восхищением или ужасом осознать, сколько новых социальных типажей или явлений вы предсказали.
Александр Миндадзе:
Никакого пророчества в этом нет. Предчувствие будущего – сфера интуиции. Мы высказывались, ведя художественное исследование, которое порой оказывается не менее эффективное, нежели любой научный труд.
Вита Рамм:
Почему же сегодня притупились локаторы у сценаристов и режиссеров? Высказывания о советском прошлом получаются осмысленнее, нежели о сегодняшнем дне или нашем будущем?
Александр Миндадзе:
Не думаю, что в этом есть какая-то вина сегодняшних сценаристов. Это время такое сегодня. Когда я начинал, будучи еще студентом, наши цели были ясными. Как говорил рецензент моего дипломного сценария Геннадий Шпаликов, экранизировать надо самого себя, свой мир и свое отношение к миру. Исследовать время так, как ты его видишь.
Сегодня время, а с ним и кинематограф, сильно поменялось. Все процессы в мире происходят на индустриальном уровне. А пространство человека в этом процессе уменьшается и потому задачи перед молодыми сценаристами уже ставятся совсем другие. И в первую очередь им велят убирать из сценариев себя. Сегодня сценаристы стараются попасть в мышление усредненного зрителя, который так и не вышел из подросткового сознания. Даже если этому подростку уже больше 25-ти лет. На мой взгляд, это системная ошибка, потому что, выдумывая нечто абстрактное, без авторского взгляда, без личной интонации, автор превращает сценарий в отстраненную, лишенную всякого смысла зарисовку с неинтересными, плоскими персонажами. Когда сценарист пишет «про себя», то всегда есть надежда, что в мире еще есть люди, которые думают, чувствуют так же, как и он. Но, говоря о том, что надо писать с себя, я вовсе не имею в виду тождество автора над всеми персонажами…
Вита Рамм:
…сразу приходит на ум зловещий юноша Руслан Чутко из фильма «Плюмбум или Опасная игра».
Александр Миндадзе:
….да, юноша и сегодня оказывается актуальной персоной. Писать с себя для меня означает передавать собственное ощущение времени. Когда я писал про Плюмбума, а это было в середине 80-х, мне хотелось передать реальность, как наступающее время перевернутых ценностей.
Вита Рамм:
В 2005 году Вы организовали собственную кинокомпанию «Студия «Пассажир». Почему, в отличие от многих коллег сценаристов, Вы решились на освоение новой профессии?
Александр Миндадзе:
Компания возникла по нескольким причинам. Одна из них весьма прозаическая – очень сложно найти продюсера, который бы тебе доверял. Я благодарен Рубену Дишдишяну и Александру Роднянскому за сотрудничество, за интерес к моим сценариям, но жизнь идет дальше, и обстоятельства могут не совпадать с творческими идеями. Поэтому я предпочел организовать небольшую компанию, в которой могу реализовать собственные сценарии.
В каждой новой работе я стараюсь выходить из плена уже написанного, а теперь уже и снятого, и начинать с нуля. Это всегда сложно, болезненно и чувствуешь себя немощным. Чисто интуитивно я выбираю сюжет или случай и, если происходит внутренний щелчок, стараюсь из них что-то вырастить.
Вита Рамм:
Жизнь пошла еще дальше, и компания «Студия «Пассажир» стала заниматься не только Вашими проектами, но и других авторов.
Александр Миндадзе:
Да, мы сняли фильмы «Миннесота» Андрея Прошкина, «Однажды в провинции» Кати Шагаловой, сериалы для телевидения. В апреле 2013 года начинается съемочный период полнометражной картины «Берцы», автор сценария и режиссер которой Катя Шагалова. В июне 2013 года к съемкам игрового полнометражного проекта по сценарию Елены Греминой «Братья Ч» приступит режиссер Михаил Угаров.
Но расширять продюсерскую деятельность сегодня тяжело. Каждая новая картина должна быть подкреплена финансами, а они добываются большим трудом.
Вита Рамм:
Оглядываясь назад, можно сказать, что Вы профессию режиссера освоили успешно. Фильм «Отрыв» в 2007 участвовал в фестивале в Венеции. Вторая картина «В субботу» была в конкурсе МКФ в Берлине и завоевала Гран-при на МКФ в Брюсселе. Помните сегодня себя, собирающего финансы на первый фильм? Ведь Ваш возраст не вмещался в стандарты молодого дебютанта и удивлял желанием рисковать.
Александр Миндадзе:
Надо сказать, что я не испытывал внутренних колебаний. Я чувствовал, что надо доводить замысел сценария «Отрыв» до конца, потому что только я мог расшифровать написанное. Я же когда пишу, то сразу представляю картину на экране. Как говорил, кажется, Рене Клер: «Мой фильм готов, осталось только его снять». Ты видишь крупности планов, ощущаешь внутренний темпо-ритм эпизодов, и потому на съемках не теряешь время на поиски решений.
И еще я благодарен своей команде – Лизе Антоновой, Андрею Анненскому и каждому, кто тратит свою жизнь в компании «Студия «Пассажир» и помогает воплощать новые идеи.
Вита Рамм:
Ваш опыт копродукции начался с фильма «В субботу». Вам понравилось? В производстве новой картины вновь участвуют Украина и Германия.
Александр Миндадзе:
Если предполагается приглашение артистов из другой страны или съемки в другой стране, то без партнеров не преодолеть многие специфические вопросы. Копродукция, конечно же, не решает все проблемы, но без нее снимать еще сложнее.
В прошлом году нас поддержал международный департамент Фонда кино и организованный им совместный с Германией фонд. Так «Милый Ханс, дорогой Петр», получил грант 20 000 евро на дальнейшую разработку сценария.
Продюсер с немецкой стороны Хейно Декерт имеет опыт работы с российскими кинематографистами.
А в марте нынешнего года в Берлине мы договорились с главой общегерманского кинофонда (FFA) Петером Дингесом о совместном производстве. Это первый случай, когда FFA, занимающийся в основном поддержкой национального коммерческого кино, примет участие в финансировании авторского фильма, который производится в копродукции.
Огромную работу сделал и Андрей Анненский, внук Исидора Анненского, режиссера таких фильмов, как «Свадьба», «Анна на шее», «Человек в футляре». Так уж случилось, что Андрей вырос в Германии, а закончил ВГИК в мастерской Вадима Абдрашитова. Андрей работал вторым режиссером на картине «В субботу», а во время подготовки «Милый Ханс, дорогой Петр» помогал нам в подборе немецких актеров. Работа с их немецкими агентами – очень сложная штука. Немецкий актерский ансамбль уже сформирован. Теперь буду заниматься выбором российских артистов. Во второй половине лета надеюсь приступить к съемкам. Декорации стеклозавода со специальными печами 40-х годов уже строятся в Херсоне. Украина – еще один наш партнер.
Вита Рамм:
Вы – пример многим молодым коллегам, которые обижаются на весь свет…
Александр Миндадзе:
Дважды попытавшись собрать бюджет фильма в трех зарубежных фондах, могу сказать о том, что в России существует чудо – возможность получить государственное финансирование от Министерства культуры. Мы привыкли к такому комфорту со времен Советского Союза. И потому я не вижу особых причин для пессимизма, когда, так или иначе, но государство старается помогать кинематографистам и развивает отрасль.
Вита Рамм:
Пересматривая сегодня Ваши с Вадимом Абдрашитовым фильмы, можно с восхищением или ужасом осознать, сколько новых социальных типажей или явлений вы предсказали.
Александр Миндадзе:
Никакого пророчества в этом нет. Предчувствие будущего – сфера интуиции. Мы высказывались, ведя художественное исследование, которое порой оказывается не менее эффективное, нежели любой научный труд.
Вита Рамм:
Почему же сегодня притупились локаторы у сценаристов и режиссеров? Высказывания о советском прошлом получаются осмысленнее, нежели о сегодняшнем дне или нашем будущем?
Александр Миндадзе:
Не думаю, что в этом есть какая-то вина сегодняшних сценаристов. Это время такое сегодня. Когда я начинал, будучи еще студентом, наши цели были ясными. Как говорил рецензент моего дипломного сценария Геннадий Шпаликов, экранизировать надо самого себя, свой мир и свое отношение к миру. Исследовать время так, как ты его видишь.
Сегодня время, а с ним и кинематограф, сильно поменялось. Все процессы в мире происходят на индустриальном уровне. А пространство человека в этом процессе уменьшается и потому задачи перед молодыми сценаристами уже ставятся совсем другие. И в первую очередь им велят убирать из сценариев себя. Сегодня сценаристы стараются попасть в мышление усредненного зрителя, который так и не вышел из подросткового сознания. Даже если этому подростку уже больше 25-ти лет. На мой взгляд, это системная ошибка, потому что, выдумывая нечто абстрактное, без авторского взгляда, без личной интонации, автор превращает сценарий в отстраненную, лишенную всякого смысла зарисовку с неинтересными, плоскими персонажами. Когда сценарист пишет «про себя», то всегда есть надежда, что в мире еще есть люди, которые думают, чувствуют так же, как и он. Но, говоря о том, что надо писать с себя, я вовсе не имею в виду тождество автора над всеми персонажами…
Вита Рамм:
…сразу приходит на ум зловещий юноша Руслан Чутко из фильма «Плюмбум или Опасная игра».
Александр Миндадзе:
….да, юноша и сегодня оказывается актуальной персоной. Писать с себя для меня означает передавать собственное ощущение времени. Когда я писал про Плюмбума, а это было в середине 80-х, мне хотелось передать реальность, как наступающее время перевернутых ценностей.
Вита Рамм:
В 2005 году Вы организовали собственную кинокомпанию «Студия «Пассажир». Почему, в отличие от многих коллег сценаристов, Вы решились на освоение новой профессии?
Александр Миндадзе:
Компания возникла по нескольким причинам. Одна из них весьма прозаическая – очень сложно найти продюсера, который бы тебе доверял. Я благодарен Рубену Дишдишяну и Александру Роднянскому за сотрудничество, за интерес к моим сценариям, но жизнь идет дальше, и обстоятельства могут не совпадать с творческими идеями. Поэтому я предпочел организовать небольшую компанию, в которой могу реализовать собственные сценарии.
В каждой новой работе я стараюсь выходить из плена уже написанного, а теперь уже и снятого, и начинать с нуля. Это всегда сложно, болезненно и чувствуешь себя немощным. Чисто интуитивно я выбираю сюжет или случай и, если происходит внутренний щелчок, стараюсь из них что-то вырастить.
Вита Рамм:
Жизнь пошла еще дальше, и компания «Студия «Пассажир» стала заниматься не только Вашими проектами, но и других авторов.
Александр Миндадзе:
Да, мы сняли фильмы «Миннесота» Андрея Прошкина, «Однажды в провинции» Кати Шагаловой, сериалы для телевидения. В апреле 2013 года начинается съемочный период полнометражной картины «Берцы», автор сценария и режиссер которой Катя Шагалова. В июне 2013 года к съемкам игрового полнометражного проекта по сценарию Елены Греминой «Братья Ч» приступит режиссер Михаил Угаров.
Но расширять продюсерскую деятельность сегодня тяжело. Каждая новая картина должна быть подкреплена финансами, а они добываются большим трудом.
Вита Рамм:
Оглядываясь назад, можно сказать, что Вы профессию режиссера освоили успешно. Фильм «Отрыв» в 2007 участвовал в фестивале в Венеции. Вторая картина «В субботу» была в конкурсе МКФ в Берлине и завоевала Гран-при на МКФ в Брюсселе. Помните сегодня себя, собирающего финансы на первый фильм? Ведь Ваш возраст не вмещался в стандарты молодого дебютанта и удивлял желанием рисковать.
Александр Миндадзе:
Надо сказать, что я не испытывал внутренних колебаний. Я чувствовал, что надо доводить замысел сценария «Отрыв» до конца, потому что только я мог расшифровать написанное. Я же когда пишу, то сразу представляю картину на экране. Как говорил, кажется, Рене Клер: «Мой фильм готов, осталось только его снять». Ты видишь крупности планов, ощущаешь внутренний темпо-ритм эпизодов, и потому на съемках не теряешь время на поиски решений.
И еще я благодарен своей команде – Лизе Антоновой, Андрею Анненскому и каждому, кто тратит свою жизнь в компании «Студия «Пассажир» и помогает воплощать новые идеи.
Вита Рамм:
Ваш опыт копродукции начался с фильма «В субботу». Вам понравилось? В производстве новой картины вновь участвуют Украина и Германия.
Александр Миндадзе:
Если предполагается приглашение артистов из другой страны или съемки в другой стране, то без партнеров не преодолеть многие специфические вопросы. Копродукция, конечно же, не решает все проблемы, но без нее снимать еще сложнее.
В прошлом году нас поддержал международный департамент Фонда кино и организованный им совместный с Германией фонд. Так «Милый Ханс, дорогой Петр», получил грант 20 000 евро на дальнейшую разработку сценария.
Продюсер с немецкой стороны Хейно Декерт имеет опыт работы с российскими кинематографистами.
А в марте нынешнего года в Берлине мы договорились с главой общегерманского кинофонда (FFA) Петером Дингесом о совместном производстве. Это первый случай, когда FFA, занимающийся в основном поддержкой национального коммерческого кино, примет участие в финансировании авторского фильма, который производится в копродукции.
Огромную работу сделал и Андрей Анненский, внук Исидора Анненского, режиссера таких фильмов, как «Свадьба», «Анна на шее», «Человек в футляре». Так уж случилось, что Андрей вырос в Германии, а закончил ВГИК в мастерской Вадима Абдрашитова. Андрей работал вторым режиссером на картине «В субботу», а во время подготовки «Милый Ханс, дорогой Петр» помогал нам в подборе немецких актеров. Работа с их немецкими агентами – очень сложная штука. Немецкий актерский ансамбль уже сформирован. Теперь буду заниматься выбором российских артистов. Во второй половине лета надеюсь приступить к съемкам. Декорации стеклозавода со специальными печами 40-х годов уже строятся в Херсоне. Украина – еще один наш партнер.
Вита Рамм:
Вы – пример многим молодым коллегам, которые обижаются на весь свет…
Александр Миндадзе:
Дважды попытавшись собрать бюджет фильма в трех зарубежных фондах, могу сказать о том, что в России существует чудо – возможность получить государственное финансирование от Министерства культуры. Мы привыкли к такому комфорту со времен Советского Союза. И потому я не вижу особых причин для пессимизма, когда, так или иначе, но государство старается помогать кинематографистам и развивает отрасль.
Все новости о фильмах
28.04.2024
Александру Миндадзе исполняется 75 лет
29.11.2021
Александр Миндадзе выпускает сборник киноповестей
29.07.2019
Александр Миндадзе ищет партнеров на завершение камерной драмы «Паркет»
15.09.2016
Егор Корешков: «Я счастлив, наконец, добраться до «Края Света» – во всех смыслах»
07.09.2016
Сергей Новожилов: «Наша главная задача – достойно провести фестиваль в этом году»
21.04.2016
Прокат фильма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» продолжается
02.03.2016
Прошла премьера фильма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр»
08.02.2016
Фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» принял участие в Роттердамском фестивале
29.12.2015
20 самых ожидаемых российских фильмов 2016 года
23.12.2015
Фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» получил три приза на Фестивале авторского кино в Чикаго
Другие статьи по теме Кинокомпания «Студия Пассажир»
28.04.2024
Александру Миндадзе исполняется 75 лет
20.04.2022
Открыт набор в Лабораторию документального кино
11.05.2020
Александр Миндадзе завершает работу над фильмом «Паркет»
17.10.2016
Путешествие Райнера Мария Рильке по России продолжается
13.06.2016
«Студия «Пассажир» начала съемки документального фильма «Рильке и Россия»
Реклама