1 февраля 2013 13:46
Антуан де Клермон-Тоннер: «Я смог отстоять честь Франции»
В Париже завершился фестиваль «Рандеву с французским кино». Традиционное интервью с президентом организации UniFrance Антуаном де Клермон-Тоннером неожиданно стало итоговым во всех смыслах. В 2013 году его срок президентства завершился. Новым президентом UniFrance 31 января 2013 года стал актер, сценарист, режиссер Жан-Поль Саломе. В момент интервью 21 января выборы еще не прошли, однако чувствовалось, что месье Антуан де Клермон-Тоннер больше рад говорить о себе, как о продюсере, нежели как о президенте.
Вита Рамм:
В России мы всегда воспринимали французскую систему поддержки киноотрасли, как образцовую. Но в канун Нового года в газете «Le Monde» была опубликована статья под названием «Французским актерам переплачивают!». В ней основатель компании Wild Bunch, продюсер Венсан Мараваль (Vincent Maraval) написал очень резкие слова о самой системе поддержки французского кино, видя в ней много пороков. Согласны ли Вы с мнением месье Мараваля?
Антуан де Клермон-Тоннер:
Во Франции месье Мараваль не первый и не единственный, кто критически оценивает состояние национального кинематографа, в частности систему финансовой господдержки. Согласен, что случаются и некие шероховатости, в кинематографе невозможно все расписать по пунктам, съемки фильмов – процесс творческий. Но на самом деле наша государственная система поддержки всей киноотрасли хорошо продумана и стабильна. Говорящие о том, что в кино приходят некие государственные деньги, лукавят. На самом деле, бюджет в нашей отрасли никак не ущемляет интересы французских налогоплательщиков.
Во Франции, как известно, работает специальный счет, куда попадают отчисления от каждого проданного билета. Любой зритель с каждым своим походом в кинотеатр финансирует национальный кинематограф на 11%.
А французы, что радует, любят свое кино и активно его смотрят именно в кинотеатрах. Так миллионы проданных билетов и те 11% отчислений, в итоге, превращаются в весьма солидную сумму. Еще на этот счет попадает и определенный процент от продажи DVD, и отчисления от телеканалов.
И вот эти деньги, примерно 500 миллионов евро в год, возвращаются в национальную киноотрасль для поддержки и кинопроектов, и разнообразные кинофестивали, в том числе уже 15 лет проходящий в январе в Париже «Рандеву с французским кино». Позволю себе также напомнить, что наш UniFrance финансирует и крупнейший международный кинофестиваль мира в Канне.
Вита Рамм:
Но месье Мараваль пишет о том, что гонорары французских актеров достигают до 40% бюджета фильма. А кассовые сборы, наоборот, не достигают даже тех гонорарных 40%.
Антуан де Клермон-Тоннер:
Да, он привел в статье несколько примеров. Замечу, что это отдельные случаи, когда в фильмах снимаются крупные кинозвезды. Но нельзя говорить о том, что это является системой. У большинства наших фильмов бюджеты и, соответственно, гонорары – скромные. Наши продюсеры озабочены тем, чтобы снимать разножанровое кино, чтобы удовлетворить спрос зрителей всех возрастов. И это у нас получается, иначе невозможно было бы поддерживать столь большую киноиндустрию, которая сложилась во Франции. У нас ведь снимается 260 картин в год. И потому, уверен, не стоит делать выводы, опираясь лишь на 5-6 названий.
Вита Рамм:
Еще раз уточню. Месье Мараваль призывает к переменам системы финансирования, к введению финансовой дисциплины на кинопроектах. Например, чтобы повысить окупаемость фильмов в прокате, он предлагает ограничить актерские гонорары в пределах 400 тысяч евро, с последующей долей с доходов в случае коммерческого успеха картины.
Антуан де Клермон-Тоннер:
Система финансирования работает стабильно. А если какой-то продюсер плохо рассчитал и потерял деньги, то это ему будет хорошим уроком на будущее. Надо реально смотреть на проект, на собственные силы, на привлеченный творческий потенциал. И подумать, сколько нужно платить актерам. Если проект интересный, то наши кинозвезды могут согласиться сниматься и за символические суммы. И такие случаи у нас нередки.
Вита Рамм:
В таком случае, можно ли сказать, что и в работе UniFrance не будет кардинальных перемен? Признаюсь, что своим вопросом я лоббирую фестиваль «Рандеву с французским кино».
Антуан де Клермон-Тоннер:
«Рандеву…» мы сохраним. Подобный фестиваль за 15 лет доказал свою состоятельность. Прежде всего, он необходим дистрибьюторам и прокатчикам. Это наша посильная помощь в продвижении нашего кино в странах Европы. Благодаря «Рандеву…» зрители, согласно репертуарной афише, получают разнообразные материалы и информацию о французских фильмах.
Вита Рамм:
Можно спросить о бюджете «Рандеву…»?
Антуан де Клермон-Тоннер:
В этом году мы принимали 130 журналистов со всей Европы. Фестиваль обошелся примерно в 750 тысяч евро. Конечно, его бюджет больше, но благодаря хорошим отношениям со спонсорами, бартерной политике, нам удалось не превысить эту сумму.
И, конечно, около 100 человек – актеры, режиссеры, продюсеры все три дня приходили в Le Grand Hotel и общались с журналистами бесплатно.
Вита Рамм:
В стратегии продвижении французского кино за рубежом уже второй год Вы активно используете виртуальное пространство.
Антуан де Клермон-Тоннер:
Меня радует, что наш фестиваль в интернете под названием French Film Festival развивается и расширяется. Это перспективное направление. Но это вовсе не значит, что он может заменить киноакции – недели или дни в разных странах. Никакой Интернет не заменит непосредственное общение авторов и зрителей. Мы же не пассивно показываем фильмы, а устраиваем мастер-классы наших режиссеров и актеров, ретроспективы их творчества.
Ведь кино по-прежнему снимается для большого экрана и не для индивидуального просмотра. И как можно отказаться от поездки в Екатеринбург, например, или во Владивосток? В вашей стране есть много зрителей, которым нравится французское кино. Разве можно такой факт игнорировать?
Еще мы стали заниматься Латинской Америкой, и нашли там заинтересованность французскими фильмами.
Вита Рамм:
Не мешала ли Ваша высокая должность заниматься Вам кинопродюсированием?
Антуан де Клермон-Тоннер:
Я люблю кино. И потому по мере возможностей продолжал заниматься и продюсерской деятельностью. Например, сделал с Россией третий проект. Первым опытом сотрудничества был фильм «Солнце» Александра Сокурова в 2003 – 2004 (я говорю не только дату выхода фильма в прокат). Затем был интересный, даже экзотический опыт работы с вашим продюсером Евгенией Тирдатовой над фильмом «Сундук предков». Снимал режиссер из Киргизии Нурбек Эген. Все получилось удачно, и мы с Евгенией в 2011 запустили следующий с ним проект «Пустой дом». Часть съемок были в Киргизии, в Москве и во Франции.
Во время международных кинофестивалей в Канаде, в Торонто в сентябре, и в Испании, в Вальядолиде в октябре состоялись премьерные показы фильма «Ханна Арендт»/ Hannah Arendt. Это большой международный проект, в котором, кроме Франции, участвовали Германия и Люксембург. Режиссер, уже классик немецкого и европейского кино Маргарете фон Трота сняла картину о знаменитой немецко-еврейской общественной деятельнице, философе, политологе, педагоге Ханне Арендт. Мы выбрали эпизод из ее жизни, когда она в качестве корреспондента The New Yorker в начале 60-х освещала судебный процесс в Израиле над фашистом Адольфом Эйхманом. В апреле фильм появится в прокате Франции.
А в Венеции на международном кинофестивале прошла премьера фильма «Гебо и тени»/ Gebo et l'ombre. Эту картину моя компания продюсировала совместно с португальскими партнерами, ведь режиссером был сам Мануэл ди Оливейра. Помогать такому мастеру – большая честь для продюсера.
Вита Рамм:
А чем будет интересен для Вас нынешний год?
Антуан де Клермон-Тоннер:
Наша с вами беседа последняя, когда я отвечаю на вопросы в качестве президента UniFrance. Должность выборная, я проработал четыре года и срок мой уже заканчивается. В ближайшее время директорат, в котором 50 человек, изберет нового президента. А я продолжу заниматься продюсированием. Например, работать с Карлосом Саурой, который занимается проектом «33 jours – Guernica». В роли Пикассо мир увидит Антонио Бандераса, а музу Пикассо, фотографа Дору Маар играет Гвинет Пэлтроу.
Съемки я люблю за непредсказуемость. Как продюсер я сделал около 50 фильмов. Никогда не знаешь, каков будет окончательный результат, но сам процесс завораживает, делает жизнь интересной и волнительной. И обогащает новым опытом.
Кажется, я вам пару лет назад уже рассказывал, как однажды в совместном проекте с Россией меня испытывали водкой. Хоть и прошло много лет, но каждый раз слыша русскую речь, вспоминаю об этом и до сих пор горжусь, что тогда отстоял честь Франции.
Вита Рамм
За те четыре года, которые Вы проработали в качестве президента UniFrance, Вы узнали что-то новое о кино?
Антуан де Клермон-Тоннер:
Мне кажется, что в мире понятие о кино меняется. Кинотеатры превращаются в огромные мультиплексы, в которых главенствуют цифровые технологии. Это вызов всем современным продюсерам. И на него надо отвечать, если мы хотим, чтобы кино не умерло.
Вита Рамм:
В России мы всегда воспринимали французскую систему поддержки киноотрасли, как образцовую. Но в канун Нового года в газете «Le Monde» была опубликована статья под названием «Французским актерам переплачивают!». В ней основатель компании Wild Bunch, продюсер Венсан Мараваль (Vincent Maraval) написал очень резкие слова о самой системе поддержки французского кино, видя в ней много пороков. Согласны ли Вы с мнением месье Мараваля?
Антуан де Клермон-Тоннер:
Во Франции месье Мараваль не первый и не единственный, кто критически оценивает состояние национального кинематографа, в частности систему финансовой господдержки. Согласен, что случаются и некие шероховатости, в кинематографе невозможно все расписать по пунктам, съемки фильмов – процесс творческий. Но на самом деле наша государственная система поддержки всей киноотрасли хорошо продумана и стабильна. Говорящие о том, что в кино приходят некие государственные деньги, лукавят. На самом деле, бюджет в нашей отрасли никак не ущемляет интересы французских налогоплательщиков.
Во Франции, как известно, работает специальный счет, куда попадают отчисления от каждого проданного билета. Любой зритель с каждым своим походом в кинотеатр финансирует национальный кинематограф на 11%.
А французы, что радует, любят свое кино и активно его смотрят именно в кинотеатрах. Так миллионы проданных билетов и те 11% отчислений, в итоге, превращаются в весьма солидную сумму. Еще на этот счет попадает и определенный процент от продажи DVD, и отчисления от телеканалов.
И вот эти деньги, примерно 500 миллионов евро в год, возвращаются в национальную киноотрасль для поддержки и кинопроектов, и разнообразные кинофестивали, в том числе уже 15 лет проходящий в январе в Париже «Рандеву с французским кино». Позволю себе также напомнить, что наш UniFrance финансирует и крупнейший международный кинофестиваль мира в Канне.
Вита Рамм:
Но месье Мараваль пишет о том, что гонорары французских актеров достигают до 40% бюджета фильма. А кассовые сборы, наоборот, не достигают даже тех гонорарных 40%.
Антуан де Клермон-Тоннер:
Да, он привел в статье несколько примеров. Замечу, что это отдельные случаи, когда в фильмах снимаются крупные кинозвезды. Но нельзя говорить о том, что это является системой. У большинства наших фильмов бюджеты и, соответственно, гонорары – скромные. Наши продюсеры озабочены тем, чтобы снимать разножанровое кино, чтобы удовлетворить спрос зрителей всех возрастов. И это у нас получается, иначе невозможно было бы поддерживать столь большую киноиндустрию, которая сложилась во Франции. У нас ведь снимается 260 картин в год. И потому, уверен, не стоит делать выводы, опираясь лишь на 5-6 названий.
Вита Рамм:
Еще раз уточню. Месье Мараваль призывает к переменам системы финансирования, к введению финансовой дисциплины на кинопроектах. Например, чтобы повысить окупаемость фильмов в прокате, он предлагает ограничить актерские гонорары в пределах 400 тысяч евро, с последующей долей с доходов в случае коммерческого успеха картины.
Антуан де Клермон-Тоннер:
Система финансирования работает стабильно. А если какой-то продюсер плохо рассчитал и потерял деньги, то это ему будет хорошим уроком на будущее. Надо реально смотреть на проект, на собственные силы, на привлеченный творческий потенциал. И подумать, сколько нужно платить актерам. Если проект интересный, то наши кинозвезды могут согласиться сниматься и за символические суммы. И такие случаи у нас нередки.
Вита Рамм:
В таком случае, можно ли сказать, что и в работе UniFrance не будет кардинальных перемен? Признаюсь, что своим вопросом я лоббирую фестиваль «Рандеву с французским кино».
Антуан де Клермон-Тоннер:
«Рандеву…» мы сохраним. Подобный фестиваль за 15 лет доказал свою состоятельность. Прежде всего, он необходим дистрибьюторам и прокатчикам. Это наша посильная помощь в продвижении нашего кино в странах Европы. Благодаря «Рандеву…» зрители, согласно репертуарной афише, получают разнообразные материалы и информацию о французских фильмах.
Вита Рамм:
Можно спросить о бюджете «Рандеву…»?
Антуан де Клермон-Тоннер:
В этом году мы принимали 130 журналистов со всей Европы. Фестиваль обошелся примерно в 750 тысяч евро. Конечно, его бюджет больше, но благодаря хорошим отношениям со спонсорами, бартерной политике, нам удалось не превысить эту сумму.
И, конечно, около 100 человек – актеры, режиссеры, продюсеры все три дня приходили в Le Grand Hotel и общались с журналистами бесплатно.
Вита Рамм:
В стратегии продвижении французского кино за рубежом уже второй год Вы активно используете виртуальное пространство.
Антуан де Клермон-Тоннер:
Меня радует, что наш фестиваль в интернете под названием French Film Festival развивается и расширяется. Это перспективное направление. Но это вовсе не значит, что он может заменить киноакции – недели или дни в разных странах. Никакой Интернет не заменит непосредственное общение авторов и зрителей. Мы же не пассивно показываем фильмы, а устраиваем мастер-классы наших режиссеров и актеров, ретроспективы их творчества.
Ведь кино по-прежнему снимается для большого экрана и не для индивидуального просмотра. И как можно отказаться от поездки в Екатеринбург, например, или во Владивосток? В вашей стране есть много зрителей, которым нравится французское кино. Разве можно такой факт игнорировать?
Еще мы стали заниматься Латинской Америкой, и нашли там заинтересованность французскими фильмами.
Вита Рамм:
Не мешала ли Ваша высокая должность заниматься Вам кинопродюсированием?
Антуан де Клермон-Тоннер:
Я люблю кино. И потому по мере возможностей продолжал заниматься и продюсерской деятельностью. Например, сделал с Россией третий проект. Первым опытом сотрудничества был фильм «Солнце» Александра Сокурова в 2003 – 2004 (я говорю не только дату выхода фильма в прокат). Затем был интересный, даже экзотический опыт работы с вашим продюсером Евгенией Тирдатовой над фильмом «Сундук предков». Снимал режиссер из Киргизии Нурбек Эген. Все получилось удачно, и мы с Евгенией в 2011 запустили следующий с ним проект «Пустой дом». Часть съемок были в Киргизии, в Москве и во Франции.
Во время международных кинофестивалей в Канаде, в Торонто в сентябре, и в Испании, в Вальядолиде в октябре состоялись премьерные показы фильма «Ханна Арендт»/ Hannah Arendt. Это большой международный проект, в котором, кроме Франции, участвовали Германия и Люксембург. Режиссер, уже классик немецкого и европейского кино Маргарете фон Трота сняла картину о знаменитой немецко-еврейской общественной деятельнице, философе, политологе, педагоге Ханне Арендт. Мы выбрали эпизод из ее жизни, когда она в качестве корреспондента The New Yorker в начале 60-х освещала судебный процесс в Израиле над фашистом Адольфом Эйхманом. В апреле фильм появится в прокате Франции.
А в Венеции на международном кинофестивале прошла премьера фильма «Гебо и тени»/ Gebo et l'ombre. Эту картину моя компания продюсировала совместно с португальскими партнерами, ведь режиссером был сам Мануэл ди Оливейра. Помогать такому мастеру – большая честь для продюсера.
Вита Рамм:
А чем будет интересен для Вас нынешний год?
Антуан де Клермон-Тоннер:
Наша с вами беседа последняя, когда я отвечаю на вопросы в качестве президента UniFrance. Должность выборная, я проработал четыре года и срок мой уже заканчивается. В ближайшее время директорат, в котором 50 человек, изберет нового президента. А я продолжу заниматься продюсированием. Например, работать с Карлосом Саурой, который занимается проектом «33 jours – Guernica». В роли Пикассо мир увидит Антонио Бандераса, а музу Пикассо, фотографа Дору Маар играет Гвинет Пэлтроу.
Съемки я люблю за непредсказуемость. Как продюсер я сделал около 50 фильмов. Никогда не знаешь, каков будет окончательный результат, но сам процесс завораживает, делает жизнь интересной и волнительной. И обогащает новым опытом.
Кажется, я вам пару лет назад уже рассказывал, как однажды в совместном проекте с Россией меня испытывали водкой. Хоть и прошло много лет, но каждый раз слыша русскую речь, вспоминаю об этом и до сих пор горжусь, что тогда отстоял честь Франции.
Вита Рамм
За те четыре года, которые Вы проработали в качестве президента UniFrance, Вы узнали что-то новое о кино?
Антуан де Клермон-Тоннер:
Мне кажется, что в мире понятие о кино меняется. Кинотеатры превращаются в огромные мультиплексы, в которых главенствуют цифровые технологии. Это вызов всем современным продюсерам. И на него надо отвечать, если мы хотим, чтобы кино не умерло.
Другие статьи по теме Французское кино
14.03.2018
Дни франкофонии в Москве: Премьеры французских фильмов и канадская анимация
10.01.2018
8-й выпуск MyFrenchFilmFestival объявил программу и состав жюри
17.01.2017
Изабель Юппер получила престижную награду
14.12.2016
UniFrance наградит Изабель Юппер специальным призом
28.11.2016
Французское кино за рубежом: 2015 - рекордный год
Реклама