Реклама
10 сентября 2012 09:19
VIII Казанский международный фестиваль мусульманского кино: Кино без границ и предрассудков
VIII Казанский международный фестиваль мусульманского кино продолжается (с 5 по 11 сентября 2012 года) и сегодня специально для портала «Профисинема» две ключевые персоны, Марат Давлетов и Владимир Батраков, организовавшие это важное и необычное событие, прокомментировали его коммерческие и просветительские аспекты. А также рассказали о ситуации развития кинопроизводства и кинопроката в Республике Татарстан, в частности — ее столице.
Марат Давлетов — исполнительный директор казанского кинофестиваля, вот уже несколько лет подряд работает в качестве его руководителя. В 2004 году, когда состоялся первый фестиваль, носивший тогда имя «Золотой Минбар», Марат занимался юридическими вопросами, связанными с организацией фестиваля и кинопрограммой.
Корреспондент:
Марат, вы занимаетесь фестивалем с момента его основания. Скажите, как он развивался, и какие изменения претерпел к настоящему моменту?
Марат Давлетов:
Я вижу, что все изменения произошли только в лучшую сторону. С каждым годом фестиваль приближался к идеалу — соответствию своему девизу «Через диалог культур — к культуре диалога». В этом году было поставлено и реализовано множество задач, мы постарались максимально раскрыть суть и цели этого культурологического мероприятия: начиная с программы, заканчивая ознакомлением всех гостей и участников не только с фильмами различных стран, но и с культурными традициями республики (например, поездка в древний город Булгар — архитектурный памятник и одна из главных достопримечательностей республики ). Наш фестиваль — очень сложная командная работа и здесь важно, чтобы были учтены все моменты.
Корреспондент:
Расскажите о фестивальной политике, в этом смысле у многих присутствующих здесь авторов и гостей сложились диаметрально противоположные мнения: одни называют его крайне политизированным, а другие говорят о том, что принципы гуманизма и толерантности являются здесь ключевыми.
Марат Давлетов:
Я считаю, что наш фестиваль несправедливо называть политическим. Действительно, это мероприятие готовилось под руководством Министерства культуры, федерального муфтия, а в некоторых вопросах принимал участие сам президент Республики Татарстан . Самым главным человеком, от чьего мнения зависела программа, был муфтий РФ Равиль Гайнутдинов — Президент фестиваля. Но все это не повлияло на исламизацию фестиваля. Самое важное здесь принадлежит все-таки кинокартинам. Кстати, в состав отборочной комиссии этого года вошел проректор Российского исламского университета по научной работе Рустам Батров.
Корреспондент:
Ключевыми задачами фестиваля являются пристальное внимание и обращение к вопросам человеческих и культурных связей, проблемам гуманизма, духовно-нравственным аспектам, связанным с культурами разных народов. Несмотря на это были государства, которые присылали вам фильмы радикального содержания, не отвечающие концепции фестивальных программ?
Марат Давлетов:
Из ряда стран нам было прислано несколько фильмов подобного содержания и направленности. Некоторые из них были сделаны на очень высоком техническом уровне, а некоторые — наоборот. Разумеется, они не вошли в представленные здесь программы.
Корреспондент:
На конференции в Министерстве культуры один из членов жюри озвучил предложение внести изменения в структуру фестивальных программ, так как количество присланных фильмов было огромным. Он предложил, к примеру, сделать отдельный конкурс для российских и зарубежных картин. В какой степени вы поддерживаете это предложение?
Марат Давлетов:
В разделении или количественном изменении программ, как мне кажется, нет смысла. Наш фестиваль отличается комплексным подходом и целостностью. Качество фестиваля — это качество фильмов — это для нас более принципиальный момент. Мы всегда отбираем только стоящую продукцию и проводим для этого колоссальную работу. Например, в этом году 80 % всех картин было найдено нами на других фестивалях или при помощи личных контактов. И только 20 % из этого массива было прислано. Мы постоянно расширяем свои контакты: ездим на международные фестивали, кинорынки, разговариваем с отборщиками других стран, консультируемся с известными профессионалами в области кинематографии. Допустим, в предыдущие годы мы рассматривали 150-200 картин, а сейчас — более 400 фильмов.
Корреспондент:
Концепция многих российских кинофестивалей отличается от идей, положенных в основу вашего мероприятия. Как вы думаете, будет ли востребован подобного рода фестиваль — с такими целями и наполнением, появись он где-нибудь еще? Словом, найдется ли зритель для такого кино?
Марат Давлетов:
Я считаю, что чем больше фестивалей — тем лучше. Тем более таких, где в основе находится доброта и толерантность. Наверное, вы обратили внимание, что все наши показы проводятся на безвозмездной основе, то есть зрители не платят за билет: все залы переполнены (прим. автора - Практически никто из зрителей не выходит из зала до окончания сеанса, что редкость и говорит об интересе публики к происходящему на экране), то есть фестиваль и картины, представленные на нем, пользуется популярностью. Замечу, что кинотеатр «Родина» - главная, но не единственная фестивальная площадка. Помимо нее, у нас работают еще 4 других кинокомплекса («Мир», «Корстон», «Киномакс», «Киномечта»), залы которых тоже заполнены. Хотя там вход осуществляется за деньги, пусть даже символические. (Прим.автора: в этих кинотеатрах проходят: ретроспектива фильмов Андрея Кончаловского, Дни современного документального иранского и американского кино, а также две спецпрограммы — «Сделано в Кыргызстане» и «Современное российское кино»).
Корреспондент:
Казанская молодежь любит кино? Есть ли какие-либо площадки во внефестивальный период, где они могли бы посмотреть что-то немейнстримовое?
Марат Давлетов:
Такой площадкой в нашем городе является кинотеатр «Мир» - он пользуется огромной популярностью у казанцев всех возрастов, включая молодежь. Там непрерывно проводятся интересные кинопоказы и культурные события, связанные с ними.
Следующей персоной, с которой нам удалось побеседовать об организации Казанского кинофестиваля и о развитии республиканского кинопроизводства и кинопроката, стал Владимир Батраков — глава ГУ «Татаркино».
Корреспондент:
Владимир, расскажите о ситуации в кинематографе в Татарстане: что происходит и как все развивается? Ведь не секрет, что эта республика по части кинопроизвоства, кинопроката и кинофикации находится сейчас на качественно ином уровне, в отличие, допустим, от своих ближайших соседей.
Владимир Батраков:
Все познается в сравнении. Не так давно соседние регионы занимали лидирующее положение, а теперь Татарстан занял эти позиции. На мой взгляд, все развивается прекрасно: российское кино начинает постепенно возрождаться, и я думаю, что вслед за тем это ожидает региональный кинематограф. Отмечу, что от Татарстана в Союзе кинематографистов РФ представлено 40 человек. Нельзя, чтобы кино делалось исключительно в пределах Садового кольца. Я считаю, должно быть 50 на 50. Но Миникульт пока не придерживается такой политики. По крайней мере, выглядит она крайне хаотично. Средства должны распределяться по всем республикам, а для этого нужна продуманная поддержка регионального кино. Но у нас в этом плане есть собственные успехи — мы пытаемся сохранить сеть кинофикации, и делаем для этого много всего.
Корреспондент:
Какие шаги конкретно вы предпринимаете в плане кинофикации? И в чем заключается участие республиканских властей в данном вопросе?
Владимир Батраков:
Известно, что в населенных пунктах численностью менее 50 тысяч жителей, частные кинопоказы нерентабельны. Здесь должно вмешаться государство, его поддержка. Если говорить о столице Татарстана, то у нас существует 18 муниципальных и один государственный киноцентр («Мир»). Помимо того, в республике есть 43 района, в 33-х из которых, есть действующие киноучреждения. Республиканские власти выделили 19 автомобилей, оснащенных цифровой техникой — это такие передвижные установки, позволяющие нам устраивать кинопоказы на разных площадках города и за его пределами. Главная цель — вернуть зрителя в кинозалы. Мы делаем это средствами 3D — одна из машин оснащена подобным оборудованием, а люди более охотно смотрят кино в таком формате. У нас постоянно работает 30 передвижных киноустановок, обслуживающих до 800 залов. Если учесть, что в целом по республике существует всего 180 кинозалов — благодаря нашей технике кинофикация осуществляется на серьезном уровне. Кстати, с точки зрения звука и картинки — тоже.
Корреспондент:
Татарстанский кинематограф планирует выходить на мировые киноарены? Снимать что-то в копродукции с другими странами? И какая роль уделяется национальным авторам — классикам: обращаются к ней ваши кинематографисты и производят ли фильмы, где говорится о самобытности татарского народа?
Владимир Батраков:
Пока в центре внимания у всей республики «Универсиада», а вот после ее проведения в 2013 году — посмотрим. В этом году был проведен открытый конкурс, победили сценарии, по которым впоследствии снимут два фильма: о величайшем танцовщике XX века Рудольфе Нуриеве (экранизация биографического произведения Колама МакКэнна «Танцовщик»). А в начале августа состоялась премьера фильма «Небесные врата» Фарида Давлетшина, повествующий о жизни татарского народного поэта Габдуллы Тукая. Еще мы очень дружны с соседними регионами, например, с Республикой Башкортостан. Планируем там провести Дни татарского кино. Что касается фильмов, показывающих самобытность татарского народа, один из них даже включен в конкурсную программу Казанского кинофестиваля (прим. автора: «Собака» Фарида Давлетшина, номинация «Игровой фильм»).
Корреспондент:
Ваш коллега Марат Давлетов сказал, что татарстанская молодежь любит кино и посещает мероприятия, связанные с ним. Как, на ваш взгляд, развивается и будет развиваться ситуация в этой области?
Владимир Батраков:
Наш кинотеатр «Мир» — аналог московского киноцентра «Художественный». Он тоже работает по системе «другого кино» — мы периодически демонстрируем там фестивальные и авторские картины современного мирового кинематографа. Еще нас радует, что другие кинотеатры подключились к фестивальному процессу этого года и демонстрируют некоторые из наших программ на своих площадках.
Марат Давлетов — исполнительный директор казанского кинофестиваля, вот уже несколько лет подряд работает в качестве его руководителя. В 2004 году, когда состоялся первый фестиваль, носивший тогда имя «Золотой Минбар», Марат занимался юридическими вопросами, связанными с организацией фестиваля и кинопрограммой.
Корреспондент:
Марат, вы занимаетесь фестивалем с момента его основания. Скажите, как он развивался, и какие изменения претерпел к настоящему моменту?
Марат Давлетов:
Я вижу, что все изменения произошли только в лучшую сторону. С каждым годом фестиваль приближался к идеалу — соответствию своему девизу «Через диалог культур — к культуре диалога». В этом году было поставлено и реализовано множество задач, мы постарались максимально раскрыть суть и цели этого культурологического мероприятия: начиная с программы, заканчивая ознакомлением всех гостей и участников не только с фильмами различных стран, но и с культурными традициями республики (например, поездка в древний город Булгар — архитектурный памятник и одна из главных достопримечательностей республики ). Наш фестиваль — очень сложная командная работа и здесь важно, чтобы были учтены все моменты.
Корреспондент:
Расскажите о фестивальной политике, в этом смысле у многих присутствующих здесь авторов и гостей сложились диаметрально противоположные мнения: одни называют его крайне политизированным, а другие говорят о том, что принципы гуманизма и толерантности являются здесь ключевыми.
Марат Давлетов:
Я считаю, что наш фестиваль несправедливо называть политическим. Действительно, это мероприятие готовилось под руководством Министерства культуры, федерального муфтия, а в некоторых вопросах принимал участие сам президент Республики Татарстан . Самым главным человеком, от чьего мнения зависела программа, был муфтий РФ Равиль Гайнутдинов — Президент фестиваля. Но все это не повлияло на исламизацию фестиваля. Самое важное здесь принадлежит все-таки кинокартинам. Кстати, в состав отборочной комиссии этого года вошел проректор Российского исламского университета по научной работе Рустам Батров.
Корреспондент:
Ключевыми задачами фестиваля являются пристальное внимание и обращение к вопросам человеческих и культурных связей, проблемам гуманизма, духовно-нравственным аспектам, связанным с культурами разных народов. Несмотря на это были государства, которые присылали вам фильмы радикального содержания, не отвечающие концепции фестивальных программ?
Марат Давлетов:
Из ряда стран нам было прислано несколько фильмов подобного содержания и направленности. Некоторые из них были сделаны на очень высоком техническом уровне, а некоторые — наоборот. Разумеется, они не вошли в представленные здесь программы.
Корреспондент:
На конференции в Министерстве культуры один из членов жюри озвучил предложение внести изменения в структуру фестивальных программ, так как количество присланных фильмов было огромным. Он предложил, к примеру, сделать отдельный конкурс для российских и зарубежных картин. В какой степени вы поддерживаете это предложение?
Марат Давлетов:
В разделении или количественном изменении программ, как мне кажется, нет смысла. Наш фестиваль отличается комплексным подходом и целостностью. Качество фестиваля — это качество фильмов — это для нас более принципиальный момент. Мы всегда отбираем только стоящую продукцию и проводим для этого колоссальную работу. Например, в этом году 80 % всех картин было найдено нами на других фестивалях или при помощи личных контактов. И только 20 % из этого массива было прислано. Мы постоянно расширяем свои контакты: ездим на международные фестивали, кинорынки, разговариваем с отборщиками других стран, консультируемся с известными профессионалами в области кинематографии. Допустим, в предыдущие годы мы рассматривали 150-200 картин, а сейчас — более 400 фильмов.
Корреспондент:
Концепция многих российских кинофестивалей отличается от идей, положенных в основу вашего мероприятия. Как вы думаете, будет ли востребован подобного рода фестиваль — с такими целями и наполнением, появись он где-нибудь еще? Словом, найдется ли зритель для такого кино?
Марат Давлетов:
Я считаю, что чем больше фестивалей — тем лучше. Тем более таких, где в основе находится доброта и толерантность. Наверное, вы обратили внимание, что все наши показы проводятся на безвозмездной основе, то есть зрители не платят за билет: все залы переполнены (прим. автора - Практически никто из зрителей не выходит из зала до окончания сеанса, что редкость и говорит об интересе публики к происходящему на экране), то есть фестиваль и картины, представленные на нем, пользуется популярностью. Замечу, что кинотеатр «Родина» - главная, но не единственная фестивальная площадка. Помимо нее, у нас работают еще 4 других кинокомплекса («Мир», «Корстон», «Киномакс», «Киномечта»), залы которых тоже заполнены. Хотя там вход осуществляется за деньги, пусть даже символические. (Прим.автора: в этих кинотеатрах проходят: ретроспектива фильмов Андрея Кончаловского, Дни современного документального иранского и американского кино, а также две спецпрограммы — «Сделано в Кыргызстане» и «Современное российское кино»).
Корреспондент:
Казанская молодежь любит кино? Есть ли какие-либо площадки во внефестивальный период, где они могли бы посмотреть что-то немейнстримовое?
Марат Давлетов:
Такой площадкой в нашем городе является кинотеатр «Мир» - он пользуется огромной популярностью у казанцев всех возрастов, включая молодежь. Там непрерывно проводятся интересные кинопоказы и культурные события, связанные с ними.
Следующей персоной, с которой нам удалось побеседовать об организации Казанского кинофестиваля и о развитии республиканского кинопроизводства и кинопроката, стал Владимир Батраков — глава ГУ «Татаркино».
Корреспондент:
Владимир, расскажите о ситуации в кинематографе в Татарстане: что происходит и как все развивается? Ведь не секрет, что эта республика по части кинопроизвоства, кинопроката и кинофикации находится сейчас на качественно ином уровне, в отличие, допустим, от своих ближайших соседей.
Владимир Батраков:
Все познается в сравнении. Не так давно соседние регионы занимали лидирующее положение, а теперь Татарстан занял эти позиции. На мой взгляд, все развивается прекрасно: российское кино начинает постепенно возрождаться, и я думаю, что вслед за тем это ожидает региональный кинематограф. Отмечу, что от Татарстана в Союзе кинематографистов РФ представлено 40 человек. Нельзя, чтобы кино делалось исключительно в пределах Садового кольца. Я считаю, должно быть 50 на 50. Но Миникульт пока не придерживается такой политики. По крайней мере, выглядит она крайне хаотично. Средства должны распределяться по всем республикам, а для этого нужна продуманная поддержка регионального кино. Но у нас в этом плане есть собственные успехи — мы пытаемся сохранить сеть кинофикации, и делаем для этого много всего.
Корреспондент:
Какие шаги конкретно вы предпринимаете в плане кинофикации? И в чем заключается участие республиканских властей в данном вопросе?
Владимир Батраков:
Известно, что в населенных пунктах численностью менее 50 тысяч жителей, частные кинопоказы нерентабельны. Здесь должно вмешаться государство, его поддержка. Если говорить о столице Татарстана, то у нас существует 18 муниципальных и один государственный киноцентр («Мир»). Помимо того, в республике есть 43 района, в 33-х из которых, есть действующие киноучреждения. Республиканские власти выделили 19 автомобилей, оснащенных цифровой техникой — это такие передвижные установки, позволяющие нам устраивать кинопоказы на разных площадках города и за его пределами. Главная цель — вернуть зрителя в кинозалы. Мы делаем это средствами 3D — одна из машин оснащена подобным оборудованием, а люди более охотно смотрят кино в таком формате. У нас постоянно работает 30 передвижных киноустановок, обслуживающих до 800 залов. Если учесть, что в целом по республике существует всего 180 кинозалов — благодаря нашей технике кинофикация осуществляется на серьезном уровне. Кстати, с точки зрения звука и картинки — тоже.
Корреспондент:
Татарстанский кинематограф планирует выходить на мировые киноарены? Снимать что-то в копродукции с другими странами? И какая роль уделяется национальным авторам — классикам: обращаются к ней ваши кинематографисты и производят ли фильмы, где говорится о самобытности татарского народа?
Владимир Батраков:
Пока в центре внимания у всей республики «Универсиада», а вот после ее проведения в 2013 году — посмотрим. В этом году был проведен открытый конкурс, победили сценарии, по которым впоследствии снимут два фильма: о величайшем танцовщике XX века Рудольфе Нуриеве (экранизация биографического произведения Колама МакКэнна «Танцовщик»). А в начале августа состоялась премьера фильма «Небесные врата» Фарида Давлетшина, повествующий о жизни татарского народного поэта Габдуллы Тукая. Еще мы очень дружны с соседними регионами, например, с Республикой Башкортостан. Планируем там провести Дни татарского кино. Что касается фильмов, показывающих самобытность татарского народа, один из них даже включен в конкурсную программу Казанского кинофестиваля (прим. автора: «Собака» Фарида Давлетшина, номинация «Игровой фильм»).
Корреспондент:
Ваш коллега Марат Давлетов сказал, что татарстанская молодежь любит кино и посещает мероприятия, связанные с ним. Как, на ваш взгляд, развивается и будет развиваться ситуация в этой области?
Владимир Батраков:
Наш кинотеатр «Мир» — аналог московского киноцентра «Художественный». Он тоже работает по системе «другого кино» — мы периодически демонстрируем там фестивальные и авторские картины современного мирового кинематографа. Еще нас радует, что другие кинотеатры подключились к фестивальному процессу этого года и демонстрируют некоторые из наших программ на своих площадках.
Другие статьи по теме Казанский международный фестиваль мусульманского кино
01.04.2018
Дэнни Гловер едет в Казань
01.09.2017
В Казани покажут мусульманское кино со всего мира
12.09.2016
Победители XII Казанского кинофестиваля: Бессмертное божество Дьесегой
06.09.2016
Древо мусульманского кино растет в Казани
18.08.2016
От Алексея Учителя до Нонны Гришаевой: Кто приедет в Казань на 12-й фестиваль мусульманского кино
Реклама