6 июня 2012 11:17
Кинотавр 2012. Сергей Мокрицкий: «Наш мужик пьет, страдает, рефлексирует и желает менять мир»
С 3 по 12 июня 2012 года в г.Сочи проходит 23 открытый российский фестиваль «Кинотавр». В конкурсную программу вошли 15 картин. Предлагаем вашему вниманию интервью с создателями одной из конкурсных лент киносмотра – фильма «День учителя» - режиссером Сергеем Мокрицким и продюсером Натальей Мокрицкой. Они рассказывают о совместной работе, особенностях проекта, актерах старой школы, «синдроме второй картины» и многом другом.
Вита Рамм:
Ваш фильм – ремейк польской картины режиссера Марека Котерского «День психа». Пришлось тратиться на авторские права?
Наталья Мокрицкая:
Да, мы купили авторские права, многие сценаристы пытались переложить историю на российскую почву, но ничего не получалось. И Сергей в итоге написал сценарий сам, весьма далекий от польской истории.
Вита Рамм:
Почему не получалось?
Сергей Мокрицкий:
Потому что, хоть и мы и поляки – славяне, но менталитет у нас разный. Наверно, и уклад жизни, и вероисповедание влияет. 100% ремейк не случился, потому что я понял – среднерусский интеллигент не будет вести себя так сдержанно, как его коллега из Восточной Европы. Он будет пить, страдать, рефлексировать и желать менять мир. Такое свойственно только нашим мужикам. От польской версии осталось не больше 30%, а добавились многие детали сегодняшней жизни, митинги, черно-белые сны. Мы использовали и компьютерную графику, что для меня было новым опытом.
Вита Рамм:
Вы в модном тренде – главный «оскаровский» сюрприз из Франции «Артист» черно-белый.
Наталья Мокрицкая:
Вот и Сергей переживает, мол, будут говорить, что идею позаимствовал. Но мы задумали свои черно-белые эпизоды не месяц назад и снимали не вчера. А то, что идеи витают в воздухе, что теперь сделаешь.
Вита Рамм:
Кто у вас снимался?
Наталья Мокрицкая:
Мы правильно сделали выбор актера на главную роль – Анатолий Кот из Минска. Артист мощный, с хорошей школой. Есть в нем и отрицательное, и положительное обаяние, такой наш Клаус Кински. Но нам пришлось менять актрису на роль мамы. И тогда Сергей предложил Светлану Немоляеву, и я счастлива. Актеры старой школы показывают такой мастер-класс!
Сергей Мокрицкий:
Актеры того поколения (например, в дебютном фильме я работал с Лией Ахеджаковой) обладают одним ценнейшим свойством. Они внимательно слушают режиссера, чтобы постичь задачу сцены, эпизода, характера, взаимоотношений между персонажами. В частности, Светлана Владимировна попросила встретиться заранее. Тщательно все спрашивала. Соглашалась, а там, где не была согласна, пыталась меня понять.
Вита Рамм:
Наталья – продюсер с киноведческим дипломом. Может быть, с экономическими знаниями было бы легче?
Наталья Мокрицкая:
Продюсер – творческая профессия. Да, приходится смету рассчитывать, но финансовые вопросы составляют лишь часть интересного процесса. Мне нравится искать хороший материал, потому что только в таком случае следует рискнуть (а кинобизнес связан с большими рисками) и надеяться, что и в зрителях фильм найдет отклик. Так успешный спектакль Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» подсказал мне, что можно снять умное, смешное и недорогое кино. Кирилл согласился снимать, если я найду деньги. И я их нашла. Это было в 2005 году.
Вита Рамм:
Первый удачный проект окрылил?
Наталья Мокрицкая:
Да, мне понравилось, что продюсирование фильма – процесс творческий. Материальных интересов у меня не было – квартира, маленькая дача и машина в нашей с Сергеем семье были. Что важно – крепкий семейный тыл. И я решилась на вторую попытку, затем третью. И мое киноведческое образование мне только помогает. Оно дает мне необходимое понимание кинофильма как искусства, прежде всего.
Вита Рамм:
Следующими проектами в 2007 году стал режиссерский дебют мужа – кинооператора Сергея Мокрицкого «Четыре возраста любви» и «Юрьев день» вновь Кирилла Серебренникова. Помню, как на «Кинотавре» 2008 года был бенефис продюсера Натальи Мокрицкой и как многие удивлялись, что не побоялась работать с мужем, да еще дебютирующим в режиссуре. Мы беспокоились о семейном счастье…
Наталья Мокрицкая:
Нам нравилось тогда заниматься одним делом, нравится и сейчас. Иначе не запустила бы мужа со следующим проектом. Я работала с Кириллом над фильмом «Юрьев день», а одновременный запуск Сергея – для меня был своего рода игрой. Но мой дальнейший опыт общения с другими режиссерами показал, насколько мой муж талантливее их. И я подумала – зачем же буду тратить силы и энергию, чтобы обеспечивать съемочный процесс для других, когда могу содействовать творческим желаниям Сергея?
Вита Рамм
В том, что Сергей Мокрицкий талантлив, никто не сомневается. Но существует «синдром второй картины». Удалось его преодолеть?
Наталья Мокрицкая:
Да, такой синдром существует, поэтому мы осознанно сделали картину маленькой, камерной. «День учителя» длится всего 80 минут. Снимали фильм на «цифру», и Сергей имел возможность пробовать разные варианты, не увеличивая смету. Но в основном, во время подготовительного и съемочного процесса я никак не вмешивалась. Творческое участие принимала только во время постпродакшена. Все-таки моя первая профессия – редактор кино.
Сергей Мокрицкий:
Можно я сделаю уточнение. Общая работа, конечно, влияет на семейную жизнь. Потому что не понятно, с кем бороться. И приходится бороться с самим собой. Но в любом случае, я делаю выбор в пользу жены. Кино – игра, а не реальность. А жена – самая реальная жизнь. Она важнее фильма. Но я понимаю и ее ответственность за результат. И свою ответственность понимаю тоже. И потому сложнейшие сцены у меня прорисованы до начала съемок. Импровизировать, пробовать я позволяю себе в более легких эпизодах, когда не довлеет необходимость, например, отработать в жесткий срок арендованную площадку.
Вита Рамм:
Что дальше?
Наталья Мокрицкая:
Как-то на «круглом столе» Андрей Степанович Плахов сказал, что современный зритель пребывает в возрасте пятиклассника. Если посчитать, то массовому зрителю сегодня не больше 12-ти лет, даже если по паспорту он гораздо старше. Я смотрела один российский фильм. Продюсеры его выпускали в прокат как кино – детское, семейное. Главный герой кидается презервативом. И другие шутки были ниже пояса. И я решила, раз у зрителя есть потребность в детском/подростковом кино, то я буду им заниматься. Но без низкопробных шуток. Сейчас у меня в производстве достаточно дорогой фильм с бюджетом в 3 миллиона долларов.
Вита Рамм:
От авторских фильмов поворот на коммерческое кино?
Наталья Мокрицкая:
Посмотрим, что получится. Сценарий написала Анна Старобинец. «Страну хороших деточек» снимает дебютантка в большом кино Ольга Каптур, которую я нашла в программе «Кинотавра». Мне очень понравился ее фильм «Достучаться до мамы». Поэтому я наблюдаю съемочный процесс и меня радует, что Ольга справляется и с большой съемочной группой, и умеет ставить точные задачи детям, и как ее уважают опытные артисты. А снимаются такие мэтры, как народная артистка России Наталья Селезнева, режиссер и актер Владимир Грамматиков, Ирина Пегова, Тимофей Трибунцев. Я смотрю и первую монтажную сборку, и если я вижу длинноты или еще что-то, обязательно с Ольгой обсуждаю.
8 июня Наталья Мокрицкая на «Кинотавре» поработает в жюри продюсерского питчинга. Она сама не раз с успехом представляла свои кинопроекты. В 2010 году проект «Мой папа - Барышников» был признан лучшим.
Вита Рамм:
Ваш фильм – ремейк польской картины режиссера Марека Котерского «День психа». Пришлось тратиться на авторские права?
Наталья Мокрицкая:
Да, мы купили авторские права, многие сценаристы пытались переложить историю на российскую почву, но ничего не получалось. И Сергей в итоге написал сценарий сам, весьма далекий от польской истории.
Вита Рамм:
Почему не получалось?
Сергей Мокрицкий:
Потому что, хоть и мы и поляки – славяне, но менталитет у нас разный. Наверно, и уклад жизни, и вероисповедание влияет. 100% ремейк не случился, потому что я понял – среднерусский интеллигент не будет вести себя так сдержанно, как его коллега из Восточной Европы. Он будет пить, страдать, рефлексировать и желать менять мир. Такое свойственно только нашим мужикам. От польской версии осталось не больше 30%, а добавились многие детали сегодняшней жизни, митинги, черно-белые сны. Мы использовали и компьютерную графику, что для меня было новым опытом.
Вита Рамм:
Вы в модном тренде – главный «оскаровский» сюрприз из Франции «Артист» черно-белый.
Наталья Мокрицкая:
Вот и Сергей переживает, мол, будут говорить, что идею позаимствовал. Но мы задумали свои черно-белые эпизоды не месяц назад и снимали не вчера. А то, что идеи витают в воздухе, что теперь сделаешь.
Вита Рамм:
Кто у вас снимался?
Наталья Мокрицкая:
Мы правильно сделали выбор актера на главную роль – Анатолий Кот из Минска. Артист мощный, с хорошей школой. Есть в нем и отрицательное, и положительное обаяние, такой наш Клаус Кински. Но нам пришлось менять актрису на роль мамы. И тогда Сергей предложил Светлану Немоляеву, и я счастлива. Актеры старой школы показывают такой мастер-класс!
Сергей Мокрицкий:
Актеры того поколения (например, в дебютном фильме я работал с Лией Ахеджаковой) обладают одним ценнейшим свойством. Они внимательно слушают режиссера, чтобы постичь задачу сцены, эпизода, характера, взаимоотношений между персонажами. В частности, Светлана Владимировна попросила встретиться заранее. Тщательно все спрашивала. Соглашалась, а там, где не была согласна, пыталась меня понять.
Вита Рамм:
Наталья – продюсер с киноведческим дипломом. Может быть, с экономическими знаниями было бы легче?
Наталья Мокрицкая:
Продюсер – творческая профессия. Да, приходится смету рассчитывать, но финансовые вопросы составляют лишь часть интересного процесса. Мне нравится искать хороший материал, потому что только в таком случае следует рискнуть (а кинобизнес связан с большими рисками) и надеяться, что и в зрителях фильм найдет отклик. Так успешный спектакль Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» подсказал мне, что можно снять умное, смешное и недорогое кино. Кирилл согласился снимать, если я найду деньги. И я их нашла. Это было в 2005 году.
Вита Рамм:
Первый удачный проект окрылил?
Наталья Мокрицкая:
Да, мне понравилось, что продюсирование фильма – процесс творческий. Материальных интересов у меня не было – квартира, маленькая дача и машина в нашей с Сергеем семье были. Что важно – крепкий семейный тыл. И я решилась на вторую попытку, затем третью. И мое киноведческое образование мне только помогает. Оно дает мне необходимое понимание кинофильма как искусства, прежде всего.
Вита Рамм:
Следующими проектами в 2007 году стал режиссерский дебют мужа – кинооператора Сергея Мокрицкого «Четыре возраста любви» и «Юрьев день» вновь Кирилла Серебренникова. Помню, как на «Кинотавре» 2008 года был бенефис продюсера Натальи Мокрицкой и как многие удивлялись, что не побоялась работать с мужем, да еще дебютирующим в режиссуре. Мы беспокоились о семейном счастье…
Наталья Мокрицкая:
Нам нравилось тогда заниматься одним делом, нравится и сейчас. Иначе не запустила бы мужа со следующим проектом. Я работала с Кириллом над фильмом «Юрьев день», а одновременный запуск Сергея – для меня был своего рода игрой. Но мой дальнейший опыт общения с другими режиссерами показал, насколько мой муж талантливее их. И я подумала – зачем же буду тратить силы и энергию, чтобы обеспечивать съемочный процесс для других, когда могу содействовать творческим желаниям Сергея?
Вита Рамм
В том, что Сергей Мокрицкий талантлив, никто не сомневается. Но существует «синдром второй картины». Удалось его преодолеть?
Наталья Мокрицкая:
Да, такой синдром существует, поэтому мы осознанно сделали картину маленькой, камерной. «День учителя» длится всего 80 минут. Снимали фильм на «цифру», и Сергей имел возможность пробовать разные варианты, не увеличивая смету. Но в основном, во время подготовительного и съемочного процесса я никак не вмешивалась. Творческое участие принимала только во время постпродакшена. Все-таки моя первая профессия – редактор кино.
Сергей Мокрицкий:
Можно я сделаю уточнение. Общая работа, конечно, влияет на семейную жизнь. Потому что не понятно, с кем бороться. И приходится бороться с самим собой. Но в любом случае, я делаю выбор в пользу жены. Кино – игра, а не реальность. А жена – самая реальная жизнь. Она важнее фильма. Но я понимаю и ее ответственность за результат. И свою ответственность понимаю тоже. И потому сложнейшие сцены у меня прорисованы до начала съемок. Импровизировать, пробовать я позволяю себе в более легких эпизодах, когда не довлеет необходимость, например, отработать в жесткий срок арендованную площадку.
Вита Рамм:
Что дальше?
Наталья Мокрицкая:
Как-то на «круглом столе» Андрей Степанович Плахов сказал, что современный зритель пребывает в возрасте пятиклассника. Если посчитать, то массовому зрителю сегодня не больше 12-ти лет, даже если по паспорту он гораздо старше. Я смотрела один российский фильм. Продюсеры его выпускали в прокат как кино – детское, семейное. Главный герой кидается презервативом. И другие шутки были ниже пояса. И я решила, раз у зрителя есть потребность в детском/подростковом кино, то я буду им заниматься. Но без низкопробных шуток. Сейчас у меня в производстве достаточно дорогой фильм с бюджетом в 3 миллиона долларов.
Вита Рамм:
От авторских фильмов поворот на коммерческое кино?
Наталья Мокрицкая:
Посмотрим, что получится. Сценарий написала Анна Старобинец. «Страну хороших деточек» снимает дебютантка в большом кино Ольга Каптур, которую я нашла в программе «Кинотавра». Мне очень понравился ее фильм «Достучаться до мамы». Поэтому я наблюдаю съемочный процесс и меня радует, что Ольга справляется и с большой съемочной группой, и умеет ставить точные задачи детям, и как ее уважают опытные артисты. А снимаются такие мэтры, как народная артистка России Наталья Селезнева, режиссер и актер Владимир Грамматиков, Ирина Пегова, Тимофей Трибунцев. Я смотрю и первую монтажную сборку, и если я вижу длинноты или еще что-то, обязательно с Ольгой обсуждаю.
8 июня Наталья Мокрицкая на «Кинотавре» поработает в жюри продюсерского питчинга. Она сама не раз с успехом представляла свои кинопроекты. В 2010 году проект «Мой папа - Барышников» был признан лучшим.
Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр
07.07.2022
Минкульт объявил конкурс на проведение кинофестиваля в Сочи
30.03.2022
Минкульт готовит фестиваль на замену Кинотавру
24.03.2022
Кинотавр отложен на неопределенный срок
22.02.2022
Кинотавр объявил даты проведения и сроки приема заявок
29.12.2021
Киноитоги 2021 года: мы ждем перемен! Но не таких…
Реклама