17 апреля 2012 18:45
Юсуп Бахшиев: «Брутальное кино в прошлом»
19 апреля 2012 года в широкий прокат выходит романтическая комедия «Свидание» (дистрибьютор ЦПШ). Это история, в которой рассказывается о том, как преуспевающий хирург Дмитрий Горин назначает свидание учительнице Ане Светловой. Прекрасное создание, попав под действие алкоголя, теряет над собой контроль, и торжественное мероприятие превращается в кошмар. Фильм является первой режиссерской работой известного продюсера Юсупа Бахшиева. Предлагаем вашему вниманию интервью с дебютантом.
Корреспондент:
Вы начинали с достаточно жестких картин – «Антикиллеры», «Жесть», «Параграф 78». А в последнее время перешли на комедии. С чем это связано?
Юсуп Бахшиев:
На то есть две причины. Первая – возраст. Когда ты молодой, тебе хочется залить клюквенным морсом как можно больше пленки и всю свою молодую неумеренность показать на экране. Сейчас мне уже 47 лет, второй ребенок и хочется больше спокойствия, улыбок и внутренней гармонии. Комедия, наверное, не абсолютное решение этого желания, но то, что она ближе к моему сегодняшнему состоянию, чем боевики, – это точно. Год назад у меня родилась дочка, и беременность жены совпала с периодом съемок фильма. Получилось так, что ребенок и картина развивались параллельно. Было забавно и приятно. «Свидание» - самое незамысловатое кино из тех, над которыми я работал. Простая линейная история, небольшое количество героев, и они все милые, добродушные и интеллигентные люди. Даже антагонист, выполняющий функции зла, в картине выглядит достаточно комично, несмотря на то, что Сергей Бадюк, исполняющий эту роль, человек-великан, весь в устрашающих шрамах и татуировках.
После выхода любой из картин меня мучают вопросом: «Что вы хотели сказать этим фильмом?». «Свиданием» мы хотели сказать, что любовь встречается в разных ситуациях. И если это чудо происходит в твоей жизни, надо расслабиться и получать удовольствие.
Корреспондент:
Можно ли говорить о том, что брутальное кино осталось в прошлом, и больше Вы к этому не вернетесь?
Юсуп Бахшиев:
Думаю, что не вернусь. И тут мы переходим ко второй причине, по которой я взялся за комедию. Это состояние нашего кинорынка. Что греха таить – мы не начавшуюся битву с американским кинематографом проиграли сразу и окончательно. Наши продюсеры пытаются снимать блокбастеры, но, боюсь, они обречены на провал. Вот, к примеру, «Шпион» - гигантская рекламная кампания, отличные артисты, шикарная литературная основа – то есть все слагаемые успеха. А касса ужасная – дай бог, соберут 5 миллионов долларов, что для картины такого уровня просто абсурдно.
Мы, продюсеры, создаем тренд и развиваем его, но в какой-то момент пошли не в ту сторону. Причем я точно знаю, когда это произошло - в 2006-2007 гг. Тогда Первому каналу удалось пробить планку по сборам. Это можно было рассматривать как успех, если бы фильмы заработали свою кассу за счет качества, а не умопомрачительного объема рекламы. С этого момента у большинства нашей публики срабатывает реакция собаки Павлова. Если много телерекламы – значит, на это кино надо идти. Неважно, хорошее оно или плохое. Мне такой вариант продвижения недоступен, как и большинству продюсеров в нашей стране. У нас только Константин Львович Эрнст может запустить такую рекламу, что люди строятся в колонны и маршируют в кинозалы. Как результат – фильм «Ирония судьбы 2» собирает фантастические 53 миллиона долларов. Это то же самое, если бы «Секс в большом городе» в Штатах собрал 300 миллионов, что невозможно никогда. Продюсеры изначально находятся в неравных условиях. Плюс ко всему, государство усиливает это расслоение, раздав деньги самым богатым компаниям, которые в финансировании особо не нуждаются. А огромное количество талантливых людей не получили ни копейки. И не получат!
Кроме того, глядя за окно, я понимаю, что людям и так жить не особенно весело и подсовывать им фильмы, где кровь течет рекой, не совсем верно.
Так что в ближайшее время к боевикам не вернусь. Если, конечно, не будет какого-нибудь спецпроекта. Хотя для канала СТС я сейчас делаю брутальное кино. Точнее сериал, но это другая история.
Корреспондент:
В кино Вы пробовали себя в трех ипостасях – продюсер, сценарист, актер. Решили снять фильм в качестве режиссера для полноты картины?
Юсуп Бахшиев:
Я никогда не ставил перед собой цели стать режиссером. Более того, во время съемок «Свидания» я просил называть меня снимающим продюсером. Дело в том, что все режиссеры, которым мы предлагали снять картину, просили увеличить бюджет. И мне в какой-то момент стало интересно – а смогу я сам уложиться в эту сумму. Так вот, фильм «Свидание» - один из самых малобюджетных проектов, что я сделал за свою жизнь. Самый быстрый – сняли мы его всего за 26 дней. И может это не скромно, но я собой горжусь. Процесс мне невероятно понравился. У нас подобралась настоящая команда. Мне повезло, что снимать картину согласился потрясающий оператор Олег Лукичев, поверивший в меня так же, как и актеры из моей старой гвардии.
Корреспондент:
Вы продюсер популярных и достаточно успешных картин, и вдруг Бахшиев – режиссер. Не боязно?
Юсуп Бахшиев:
Боязно. Если бы это происходило за границей, боялся бы меньше. Я читал критические статьи в американской прессе. Там если и рвут, то делают это как-то по-доброму, с анестезией. У нас этого не дождешься. Облить дерьмом работу большого количества людей – раз плюнуть. И делается это нарочито грубо и безжалостно. Часто исходя из каких-то личных интересов. Меня пугает именно бесцеремонность характеристик некоторых наших критиков. Особенно обидно, что после премьеры все улыбаются, поздравляют, а потом пишут такое… Поэтому на премьеру «Свидания» приглашаю только друзей, которые все скажут честно в глаза. За судьбу картины не боюсь. Я знаю, что снимал, абсолютно трезво оцениваю свой труд и понимаю, чего он достоин. Не хотелось бы, чтобы наплевали в душу.
Корреспондент:
Комедия считается одним из самых сложных жанров, а Вы свою режиссерскую карьеру начинаете именно в нем. Почему не в более простом и коммерчески выгодном триллере или боевике?
Юсуп Бахшиев:
Здесь опять возвращаемся к проблеме проката. «Свидание» - коммерческий проект. Делал я его не просто для души, а чтобы заработать. Соответственно, для того чтобы триллер или драма собрала кассу, в рекламу надо вложить уйму денег. Необходимо найти партнеров, желательно крупный телеканал, и сделать глобальный проект. Комедийный жанр, конечно, сложный, но не потому, что надо как-то особенно кривляться и падать в лужу. Он сложный из-за истории. Тяжело найти по-настоящему смешной сценарий. Опять себя похвалю – мне кажется, в «Свидании» удалось, может быть не очень смешно, но интеллигентно пошутить достаточное количество раз, чтобы картина была веселой. В принципе, наш фильм не совсем комедия – это романтическая история. Снимая фильм, вспоминал, как познакомился со своей женой, какие эмоции переживал, и постарался передать эту атмосферу. Я не обещаю хохота, но то, что люди будут улыбаться в течение всего фильма и у них будет хорошее настроение по выходу из зала, я уверен. Еще мы смогли обойти стороной шутки ниже пояса, что сейчас крайне сложно. Вроде получилось.
Корреспондент:
Картина «Свидание» планируется в прокат в этом году. Российское кино в последнее время кассы, мягко говоря, не делает. На экраны выйдет множество западных больших фильмов, в том числе комедий. Как Вы собираетесь конкурировать с ними? И не входит ли здесь в противоречие продюсер Бахшиев с режиссером Бахшиевым?
Юсуп Бахшиев:
Во-первых, мы подгадали с датой релиза и росписью. Поначалу планировали выходить в прошлом году, но на тот момент стояло несколько отечественных комедий. По-моему, лучше конкурировать с американскими комедиями, чем с нашими. Во-вторых, есть категория людей, постоянно посещающих кинотеатры. В период, когда в прокате будет моя картина, они придут, встанут перед кассой и будут выбирать, например, между фильмом «Матч» и «Свидание». Я думаю, что девушки вряд ли скажут своим молодым людям: «Слушай, пойдем на «Матч» - это же про ту историю в 43-ем, когда …». Скорее всего, выберут мой фильм, а не потрясающую, но очень тяжелую историю про войну и футбол. Неважно, какой фильм «Свидание», важно, что это романтическая комедия, что играет симпатичная пара: известная красивая актриса и популярный музыкант. Важно, что весна и хочется хорошего настроения.
Корреспондент:
Вы сами писали сценарий к фильму. Откуда идея? Не случай ли это из жизни?
Юсуп Бахшиев:
Это сборник различных историй, объединенных в фильм. Конечно, есть базовая линия, посмотрев фильм, можно понять, откуда она взята. Мы сделали очень русскую картину, где здорово раскрыли психологию наших женщин – как они относятся к мужчинам, смотрят на мир и т.д. Очень люблю американское кино 80-х годов – легкое, не вымученное, без графики, где актеры не получали по 20 миллионов за роль. Кино получалось невероятно смотрибельным и цепляющим. Я пытался такое же настроение получить в своем фильме. И еще – в моих предыдущих картинах никогда не бухали, а ведь в России взаимоотношение гражданина и алкоголя притча во языцех. И мне всегда было интересно, а что же происходит с людьми, которым не свойственно пить, и они вдруг срываются. У нас и слоган фильма соответствующий – «История о вреде и пользе алкоголя». Неплохой рекламный трюк, так как о пользе алкоголя еще никто кино не снимал (улыбается).
Корреспондент:
Вы снимались практически во всех фильмах собственного производства – в «Свидании» тенденция продолжится? И если нет, то почему?
Юсуп Бахшиев:
Тенденция продолжилась. Единственный фильм, в котором меня нет, - это «Апрель». Но я и там снялся, просто режиссер вырезал. Меня это не очень расстроило, так как под ножницы попал вместе с Михаилом Ефремовым и Ксенией Качалиной. В такой компании быть вырезанным тоже дорогого стоит. Я, конечно, не актер, а такой снимающийся продюсер, но мне играть нравится, и знающие люди говорят, что я прилично прибавил в актерском мастерстве. В «Параграфе» уже была большая роль, и партнеры – серьезные артисты, которые нещадно меня кололи во время съемок, особенно Куценко с Вдовиченковым. Спасибо им, потому что это заставляет вырабатывать силу воли и навык не улыбаться, когда тебя смешат. Я никогда себя актером, как и режиссером, считать не буду, но сниматься продолжу.
Корреспондент:
В Вашей дебютной картине главную роль играет не профессиональный артист Кристовский, еще одна рисковая зона. Почему он – в стране вроде хватает комедийных актеров?
Юсуп Бахшиев:
Давайте переберем варианты. Первым в списке приглашенных должен был быть Гоша Куценко. Дальше – Стычкин, Стебунов. Они практически везде. А мне хотелось свежего лица. Я не поклонник музыки «Умы Турман», с детства слушаю тяжелый рок. Но Володя как персонаж был мне всегда приятен. Он спокойный, в меру интеллигентный. И я такой же. А после того, как они с Катей сыграли пробную сценку, вообще все встало на свои места. Вместе они смотрелись абсолютно органично и, что особенно важно для романтической комедии, были симпатичны друг другу. Кристовский – музыкант, и невероятно тонко чувствует то, что ты хочешь от него получить. На эту роль пробовалось еще несколько человек – профессионалов. Они играли и делали это хорошо. Но мне нужно было, чтобы персонаж жил, и у Володи это получилось естественно. Короче, все звезды сошлись.
Корреспондент:
В роликах к фильму есть очень симпатичные проезды на мотоцикле, где главная героиня демонстрирует свои прекрасные ножки. Неужели Екатерина Климова сама рискнула на такой трюк, или пришлось приглашать дублершу?
Юсуп Бахшиев:
У нас было две дублерши Климовой и два дублера Кристовского. Профессионалы с большой буквы – каскадеры и мотогонщики, два дня просидели без дела. Вова и Катя настояли на том, что все сделают сами. Пару раз мы были на волосок от катастрофы. Колдобин у нас везде хватает. Не знаю, как Володе удалось удержать мотоцикл. Я думал – поседею. Так что ножки Катины. Приходите на фильм и любуйтесь.
Корреспондент:
Будут ли еще картины от режиссера Бахшиева, или это была первая и последняя попытка?
Юсуп Бахшиев:
Если картина соберет кассу, то ждите новых фильмов.
Корреспондент:
Вы начинали с достаточно жестких картин – «Антикиллеры», «Жесть», «Параграф 78». А в последнее время перешли на комедии. С чем это связано?
Юсуп Бахшиев:
На то есть две причины. Первая – возраст. Когда ты молодой, тебе хочется залить клюквенным морсом как можно больше пленки и всю свою молодую неумеренность показать на экране. Сейчас мне уже 47 лет, второй ребенок и хочется больше спокойствия, улыбок и внутренней гармонии. Комедия, наверное, не абсолютное решение этого желания, но то, что она ближе к моему сегодняшнему состоянию, чем боевики, – это точно. Год назад у меня родилась дочка, и беременность жены совпала с периодом съемок фильма. Получилось так, что ребенок и картина развивались параллельно. Было забавно и приятно. «Свидание» - самое незамысловатое кино из тех, над которыми я работал. Простая линейная история, небольшое количество героев, и они все милые, добродушные и интеллигентные люди. Даже антагонист, выполняющий функции зла, в картине выглядит достаточно комично, несмотря на то, что Сергей Бадюк, исполняющий эту роль, человек-великан, весь в устрашающих шрамах и татуировках.
После выхода любой из картин меня мучают вопросом: «Что вы хотели сказать этим фильмом?». «Свиданием» мы хотели сказать, что любовь встречается в разных ситуациях. И если это чудо происходит в твоей жизни, надо расслабиться и получать удовольствие.
Корреспондент:
Можно ли говорить о том, что брутальное кино осталось в прошлом, и больше Вы к этому не вернетесь?
Юсуп Бахшиев:
Думаю, что не вернусь. И тут мы переходим ко второй причине, по которой я взялся за комедию. Это состояние нашего кинорынка. Что греха таить – мы не начавшуюся битву с американским кинематографом проиграли сразу и окончательно. Наши продюсеры пытаются снимать блокбастеры, но, боюсь, они обречены на провал. Вот, к примеру, «Шпион» - гигантская рекламная кампания, отличные артисты, шикарная литературная основа – то есть все слагаемые успеха. А касса ужасная – дай бог, соберут 5 миллионов долларов, что для картины такого уровня просто абсурдно.
Мы, продюсеры, создаем тренд и развиваем его, но в какой-то момент пошли не в ту сторону. Причем я точно знаю, когда это произошло - в 2006-2007 гг. Тогда Первому каналу удалось пробить планку по сборам. Это можно было рассматривать как успех, если бы фильмы заработали свою кассу за счет качества, а не умопомрачительного объема рекламы. С этого момента у большинства нашей публики срабатывает реакция собаки Павлова. Если много телерекламы – значит, на это кино надо идти. Неважно, хорошее оно или плохое. Мне такой вариант продвижения недоступен, как и большинству продюсеров в нашей стране. У нас только Константин Львович Эрнст может запустить такую рекламу, что люди строятся в колонны и маршируют в кинозалы. Как результат – фильм «Ирония судьбы 2» собирает фантастические 53 миллиона долларов. Это то же самое, если бы «Секс в большом городе» в Штатах собрал 300 миллионов, что невозможно никогда. Продюсеры изначально находятся в неравных условиях. Плюс ко всему, государство усиливает это расслоение, раздав деньги самым богатым компаниям, которые в финансировании особо не нуждаются. А огромное количество талантливых людей не получили ни копейки. И не получат!
Кроме того, глядя за окно, я понимаю, что людям и так жить не особенно весело и подсовывать им фильмы, где кровь течет рекой, не совсем верно.
Так что в ближайшее время к боевикам не вернусь. Если, конечно, не будет какого-нибудь спецпроекта. Хотя для канала СТС я сейчас делаю брутальное кино. Точнее сериал, но это другая история.
Корреспондент:
В кино Вы пробовали себя в трех ипостасях – продюсер, сценарист, актер. Решили снять фильм в качестве режиссера для полноты картины?
Юсуп Бахшиев:
Я никогда не ставил перед собой цели стать режиссером. Более того, во время съемок «Свидания» я просил называть меня снимающим продюсером. Дело в том, что все режиссеры, которым мы предлагали снять картину, просили увеличить бюджет. И мне в какой-то момент стало интересно – а смогу я сам уложиться в эту сумму. Так вот, фильм «Свидание» - один из самых малобюджетных проектов, что я сделал за свою жизнь. Самый быстрый – сняли мы его всего за 26 дней. И может это не скромно, но я собой горжусь. Процесс мне невероятно понравился. У нас подобралась настоящая команда. Мне повезло, что снимать картину согласился потрясающий оператор Олег Лукичев, поверивший в меня так же, как и актеры из моей старой гвардии.
Корреспондент:
Вы продюсер популярных и достаточно успешных картин, и вдруг Бахшиев – режиссер. Не боязно?
Юсуп Бахшиев:
Боязно. Если бы это происходило за границей, боялся бы меньше. Я читал критические статьи в американской прессе. Там если и рвут, то делают это как-то по-доброму, с анестезией. У нас этого не дождешься. Облить дерьмом работу большого количества людей – раз плюнуть. И делается это нарочито грубо и безжалостно. Часто исходя из каких-то личных интересов. Меня пугает именно бесцеремонность характеристик некоторых наших критиков. Особенно обидно, что после премьеры все улыбаются, поздравляют, а потом пишут такое… Поэтому на премьеру «Свидания» приглашаю только друзей, которые все скажут честно в глаза. За судьбу картины не боюсь. Я знаю, что снимал, абсолютно трезво оцениваю свой труд и понимаю, чего он достоин. Не хотелось бы, чтобы наплевали в душу.
Корреспондент:
Комедия считается одним из самых сложных жанров, а Вы свою режиссерскую карьеру начинаете именно в нем. Почему не в более простом и коммерчески выгодном триллере или боевике?
Юсуп Бахшиев:
Здесь опять возвращаемся к проблеме проката. «Свидание» - коммерческий проект. Делал я его не просто для души, а чтобы заработать. Соответственно, для того чтобы триллер или драма собрала кассу, в рекламу надо вложить уйму денег. Необходимо найти партнеров, желательно крупный телеканал, и сделать глобальный проект. Комедийный жанр, конечно, сложный, но не потому, что надо как-то особенно кривляться и падать в лужу. Он сложный из-за истории. Тяжело найти по-настоящему смешной сценарий. Опять себя похвалю – мне кажется, в «Свидании» удалось, может быть не очень смешно, но интеллигентно пошутить достаточное количество раз, чтобы картина была веселой. В принципе, наш фильм не совсем комедия – это романтическая история. Снимая фильм, вспоминал, как познакомился со своей женой, какие эмоции переживал, и постарался передать эту атмосферу. Я не обещаю хохота, но то, что люди будут улыбаться в течение всего фильма и у них будет хорошее настроение по выходу из зала, я уверен. Еще мы смогли обойти стороной шутки ниже пояса, что сейчас крайне сложно. Вроде получилось.
Корреспондент:
Картина «Свидание» планируется в прокат в этом году. Российское кино в последнее время кассы, мягко говоря, не делает. На экраны выйдет множество западных больших фильмов, в том числе комедий. Как Вы собираетесь конкурировать с ними? И не входит ли здесь в противоречие продюсер Бахшиев с режиссером Бахшиевым?
Юсуп Бахшиев:
Во-первых, мы подгадали с датой релиза и росписью. Поначалу планировали выходить в прошлом году, но на тот момент стояло несколько отечественных комедий. По-моему, лучше конкурировать с американскими комедиями, чем с нашими. Во-вторых, есть категория людей, постоянно посещающих кинотеатры. В период, когда в прокате будет моя картина, они придут, встанут перед кассой и будут выбирать, например, между фильмом «Матч» и «Свидание». Я думаю, что девушки вряд ли скажут своим молодым людям: «Слушай, пойдем на «Матч» - это же про ту историю в 43-ем, когда …». Скорее всего, выберут мой фильм, а не потрясающую, но очень тяжелую историю про войну и футбол. Неважно, какой фильм «Свидание», важно, что это романтическая комедия, что играет симпатичная пара: известная красивая актриса и популярный музыкант. Важно, что весна и хочется хорошего настроения.
Корреспондент:
Вы сами писали сценарий к фильму. Откуда идея? Не случай ли это из жизни?
Юсуп Бахшиев:
Это сборник различных историй, объединенных в фильм. Конечно, есть базовая линия, посмотрев фильм, можно понять, откуда она взята. Мы сделали очень русскую картину, где здорово раскрыли психологию наших женщин – как они относятся к мужчинам, смотрят на мир и т.д. Очень люблю американское кино 80-х годов – легкое, не вымученное, без графики, где актеры не получали по 20 миллионов за роль. Кино получалось невероятно смотрибельным и цепляющим. Я пытался такое же настроение получить в своем фильме. И еще – в моих предыдущих картинах никогда не бухали, а ведь в России взаимоотношение гражданина и алкоголя притча во языцех. И мне всегда было интересно, а что же происходит с людьми, которым не свойственно пить, и они вдруг срываются. У нас и слоган фильма соответствующий – «История о вреде и пользе алкоголя». Неплохой рекламный трюк, так как о пользе алкоголя еще никто кино не снимал (улыбается).
Корреспондент:
Вы снимались практически во всех фильмах собственного производства – в «Свидании» тенденция продолжится? И если нет, то почему?
Юсуп Бахшиев:
Тенденция продолжилась. Единственный фильм, в котором меня нет, - это «Апрель». Но я и там снялся, просто режиссер вырезал. Меня это не очень расстроило, так как под ножницы попал вместе с Михаилом Ефремовым и Ксенией Качалиной. В такой компании быть вырезанным тоже дорогого стоит. Я, конечно, не актер, а такой снимающийся продюсер, но мне играть нравится, и знающие люди говорят, что я прилично прибавил в актерском мастерстве. В «Параграфе» уже была большая роль, и партнеры – серьезные артисты, которые нещадно меня кололи во время съемок, особенно Куценко с Вдовиченковым. Спасибо им, потому что это заставляет вырабатывать силу воли и навык не улыбаться, когда тебя смешат. Я никогда себя актером, как и режиссером, считать не буду, но сниматься продолжу.
Корреспондент:
В Вашей дебютной картине главную роль играет не профессиональный артист Кристовский, еще одна рисковая зона. Почему он – в стране вроде хватает комедийных актеров?
Юсуп Бахшиев:
Давайте переберем варианты. Первым в списке приглашенных должен был быть Гоша Куценко. Дальше – Стычкин, Стебунов. Они практически везде. А мне хотелось свежего лица. Я не поклонник музыки «Умы Турман», с детства слушаю тяжелый рок. Но Володя как персонаж был мне всегда приятен. Он спокойный, в меру интеллигентный. И я такой же. А после того, как они с Катей сыграли пробную сценку, вообще все встало на свои места. Вместе они смотрелись абсолютно органично и, что особенно важно для романтической комедии, были симпатичны друг другу. Кристовский – музыкант, и невероятно тонко чувствует то, что ты хочешь от него получить. На эту роль пробовалось еще несколько человек – профессионалов. Они играли и делали это хорошо. Но мне нужно было, чтобы персонаж жил, и у Володи это получилось естественно. Короче, все звезды сошлись.
Корреспондент:
В роликах к фильму есть очень симпатичные проезды на мотоцикле, где главная героиня демонстрирует свои прекрасные ножки. Неужели Екатерина Климова сама рискнула на такой трюк, или пришлось приглашать дублершу?
Юсуп Бахшиев:
У нас было две дублерши Климовой и два дублера Кристовского. Профессионалы с большой буквы – каскадеры и мотогонщики, два дня просидели без дела. Вова и Катя настояли на том, что все сделают сами. Пару раз мы были на волосок от катастрофы. Колдобин у нас везде хватает. Не знаю, как Володе удалось удержать мотоцикл. Я думал – поседею. Так что ножки Катины. Приходите на фильм и любуйтесь.
Корреспондент:
Будут ли еще картины от режиссера Бахшиева, или это была первая и последняя попытка?
Юсуп Бахшиев:
Если картина соберет кассу, то ждите новых фильмов.
Реклама