Реклама
28 ноября 2011 18:16
Кшиштоф Занусси: «Коллективная демократия всегда убивает искусство»
Перед торжественной церемонией награждения 5-го юбилейного Фестиваля российских фильмов «Спутник над Польшей», который является частью масштабной программы польско-российского сотрудничества в области кинематографии, нашему корреспонденту удалось поговорить с мэтром европейского кино, польским киноклассиком Кшиштофом Занусси.
Вита Рамм:
Вы часто бываете в России, хорошо знаете наше кино. Насколько была интересна для вас конкурсная программа, представленная на нынешнем «Спутнике»?
Кшиштоф Занусси:
В конкурсной программе мне не хватало некоторых российских картин. Но поскольку в Польше очень плохо представляют о том, что происходит в вашем кинематографе, то надо только благодарить организаторов фестиваля «Спутник» за их подвижничество и энтузиазм.
Вита Рамм:
Ситуация с польским кинематографом в России аналогична. Уже выросло не одно поколение новых режиссеров и актеров, которых российский зритель почти не знает. И если бы не весенний фестиваль в Москве «Висла», то наши познания были бы и вовсе на нуле.
Кшиштоф Занусси:
Да, весь мир смотрит два вида кино – свое и голливудское. Если вы захотите посмотреть, например, финский фильм в Швейцарии или венгерский в Германии, то надо искать или ждать специальных недель национальных кинематографий. И потому, повторюсь, «Спутник» совершает открытия для польского зрителя на каждом сеансе. Я понимаю, что формировать конкурсную программу в этом году было непросто. У вас стало много интересных фильмов. И я глубоко сожалею, что картина Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» была показана во внеконкурсной программе. Уверен, что этот фильм-поступок получил бы безоговорочный главный приз. Фильм Смирнова еще и моя личная огромная радость. Андрей столько лет не снимал, и вот явил миру законченный и совершенный кинообраз мира, страны, людей.
Вита Рамм
В конкурсе был еще один фильм, который многие называют главным европейским фильмом 2011 года. В Варшаве на сеансы было не пробиться даже с аккредитацией.
Кшиштоф Занусси:
Вы о «Фаусте» Александра Сокурова? Да, это уникальная работа питерского режиссера, масштаб и глубина которой требует особенного осмысления. Мы с коллегами по жюри о присуждении главного приза и не спорили совсем. «Фауст» - фильм из высшей лиги.
Вита Рамм:
Что сейчас происходит в польском кинематографе? Оправдывает ли себя деятельность вашего киноинститута?
Кшиштоф Занусси:
Сейчас Польша в целом ощущает последствия мирового экономического кризиса. И Киноинститут не может быть исключением. Сегодня его финансовые возможности, чтобы поддержать всех желающих снимать кино, весьма ограничены. И встает вопрос – а по каким критериям надо выделять деньги? Перед директором Киноинститута пани Агнешкой Одорович стоит, на мой взгляд, серьезная проблема. Ей надо отважиться, взять ответственность и самой решать все вопросы и проблемы выделения финансов на тот или иной кинопроект. Бывают ситуации, когда коллективный разум может принимать неверные решения, и спасение возможно только через проявление воли одного человека, благодаря его сильной позиции и авторской ответственности. У американцев есть прекрасное высказывание «верблюд – это лошадь, созданная коллективом». Из собственного опыта могу сказать – в искусстве не может быть коллективной демократии. Именно она и убивает искусство. Коллективные решения ведь всегда отдают предпочтения средним фильмам, разве не так?
Вита Рамм:
Согласна. Но Вы не боитесь, что коллектив экспертов, если они будет принимать решение о финансировании, может обидеться и отказать? У Вас ведь есть новый проект?
Кшиштоф Занусси:
Нет, не боюсь, хотя стою в очереди, как и мои коллеги. Если я не получу польскую государственную финансовую поддержку, это случится впервые за всю мою долгую киножизнь. Есть в проекте и русский партнер – продюсер Андрей Разумовский. В своем новом фильме, как я говорю в шутку, хочу защитить женщин от феминисток.
Вита Рамм:
Есть такая поговорка: «в каждой шутке есть доля шутки», но Вы и феминисток не боитесь. А каков средний бюджет польского фильма?
Кшиштоф Занусси:
Около миллиона евро или около 4-х миллионов польских злотых. Меньше, чем бюджет российского фильма.
Вита Рамм:
Существенно меньше. И судя по количеству зрителей в залах на польских фильмах, вашим продюсерам уже удается «отбить» весомую часть вложений из проката.
Кшиштоф Занусси:
Да, случается, но не у всех и не так часто, как хотелось бы. Но есть продажи на телевидении, DVD, так что не быстро, но закрыть бюджет с положительным балансом вполне реально.
В Польше считается хорошим показателем, если в кинотеатрах продано 300 тысяч билетов. Миллион зрителей – это уже супер результат. Но новейшая история польского кино знала и фантастические цифры, например, были у Анджея Вайды фильмы, которые в кинозалах посмотрело около 4 миллионов зрителей. Для страны, в которой живут 40 миллионов человек, это высший показатель. Но у польского кино есть одна особенность – режиссерам чаще, чем в других европейских странах бывшего «варшавского блока», удается найти контакт со своим зрителем. По сути, наши кинематографисты и зрители друг друга и не теряли. Даже в самые тяжелые времена для производства и проката.
Вита Рамм:
Вы часто бываете в России, хорошо знаете наше кино. Насколько была интересна для вас конкурсная программа, представленная на нынешнем «Спутнике»?
Кшиштоф Занусси:
В конкурсной программе мне не хватало некоторых российских картин. Но поскольку в Польше очень плохо представляют о том, что происходит в вашем кинематографе, то надо только благодарить организаторов фестиваля «Спутник» за их подвижничество и энтузиазм.
Вита Рамм:
Ситуация с польским кинематографом в России аналогична. Уже выросло не одно поколение новых режиссеров и актеров, которых российский зритель почти не знает. И если бы не весенний фестиваль в Москве «Висла», то наши познания были бы и вовсе на нуле.
Кшиштоф Занусси:
Да, весь мир смотрит два вида кино – свое и голливудское. Если вы захотите посмотреть, например, финский фильм в Швейцарии или венгерский в Германии, то надо искать или ждать специальных недель национальных кинематографий. И потому, повторюсь, «Спутник» совершает открытия для польского зрителя на каждом сеансе. Я понимаю, что формировать конкурсную программу в этом году было непросто. У вас стало много интересных фильмов. И я глубоко сожалею, что картина Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» была показана во внеконкурсной программе. Уверен, что этот фильм-поступок получил бы безоговорочный главный приз. Фильм Смирнова еще и моя личная огромная радость. Андрей столько лет не снимал, и вот явил миру законченный и совершенный кинообраз мира, страны, людей.
Вита Рамм
В конкурсе был еще один фильм, который многие называют главным европейским фильмом 2011 года. В Варшаве на сеансы было не пробиться даже с аккредитацией.
Кшиштоф Занусси:
Вы о «Фаусте» Александра Сокурова? Да, это уникальная работа питерского режиссера, масштаб и глубина которой требует особенного осмысления. Мы с коллегами по жюри о присуждении главного приза и не спорили совсем. «Фауст» - фильм из высшей лиги.
Вита Рамм:
Что сейчас происходит в польском кинематографе? Оправдывает ли себя деятельность вашего киноинститута?
Кшиштоф Занусси:
Сейчас Польша в целом ощущает последствия мирового экономического кризиса. И Киноинститут не может быть исключением. Сегодня его финансовые возможности, чтобы поддержать всех желающих снимать кино, весьма ограничены. И встает вопрос – а по каким критериям надо выделять деньги? Перед директором Киноинститута пани Агнешкой Одорович стоит, на мой взгляд, серьезная проблема. Ей надо отважиться, взять ответственность и самой решать все вопросы и проблемы выделения финансов на тот или иной кинопроект. Бывают ситуации, когда коллективный разум может принимать неверные решения, и спасение возможно только через проявление воли одного человека, благодаря его сильной позиции и авторской ответственности. У американцев есть прекрасное высказывание «верблюд – это лошадь, созданная коллективом». Из собственного опыта могу сказать – в искусстве не может быть коллективной демократии. Именно она и убивает искусство. Коллективные решения ведь всегда отдают предпочтения средним фильмам, разве не так?
Вита Рамм:
Согласна. Но Вы не боитесь, что коллектив экспертов, если они будет принимать решение о финансировании, может обидеться и отказать? У Вас ведь есть новый проект?
Кшиштоф Занусси:
Нет, не боюсь, хотя стою в очереди, как и мои коллеги. Если я не получу польскую государственную финансовую поддержку, это случится впервые за всю мою долгую киножизнь. Есть в проекте и русский партнер – продюсер Андрей Разумовский. В своем новом фильме, как я говорю в шутку, хочу защитить женщин от феминисток.
Вита Рамм:
Есть такая поговорка: «в каждой шутке есть доля шутки», но Вы и феминисток не боитесь. А каков средний бюджет польского фильма?
Кшиштоф Занусси:
Около миллиона евро или около 4-х миллионов польских злотых. Меньше, чем бюджет российского фильма.
Вита Рамм:
Существенно меньше. И судя по количеству зрителей в залах на польских фильмах, вашим продюсерам уже удается «отбить» весомую часть вложений из проката.
Кшиштоф Занусси:
Да, случается, но не у всех и не так часто, как хотелось бы. Но есть продажи на телевидении, DVD, так что не быстро, но закрыть бюджет с положительным балансом вполне реально.
В Польше считается хорошим показателем, если в кинотеатрах продано 300 тысяч билетов. Миллион зрителей – это уже супер результат. Но новейшая история польского кино знала и фантастические цифры, например, были у Анджея Вайды фильмы, которые в кинозалах посмотрело около 4 миллионов зрителей. Для страны, в которой живут 40 миллионов человек, это высший показатель. Но у польского кино есть одна особенность – режиссерам чаще, чем в других европейских странах бывшего «варшавского блока», удается найти контакт со своим зрителем. По сути, наши кинематографисты и зрители друг друга и не теряли. Даже в самые тяжелые времена для производства и проката.
Реклама