Александр Зельдович: «Человек и есть мишень для всего на свете».
30 июня 2011 года на экраны страны выходит фильм Александра Зельдовича «Мишень» по сценарию писателя Владимира Сорокина, прокатчик «Интерсинема», Мировая премьера состоялась на 61-ом МКФ в Берлине (секция «Панорама»). А за несколько дней до этого, 26 июня, в рамках программы Гала-премьеры, на 33 ММКФ состоится первый официальный показ картины в России. Корреспондент «ПрофиСинема» встретилась с режиссером, чтобы поговорить о фильме, кастинге, монтаже и перспективах проката.
Вита Рамм:
Почему действие фильма происходит в 2020 году?
Александр Зельдович:
Мы писали сценарий про русское настоящее, но действие сознательно перенесли в третье десятилетие нынешнего века. Иначе зритель искал бы намеки на конкретных телеведущих или министров. Делать фельетон не входило в наши планы. Еще мы решили, что эта история будет происходить в пространстве русского романа. Если в предыдущем нашем фильме «Москва» можно найти параллели с «Тремя сестрами», то «Мишень» происходит в пространстве Толстого. В пространстве «Анны Карениной». Но мы не делали экранизацию, лишь воспользовались какими-то мотивами.
Вита Рамм:
Мишень на самом деле существует?
Александр Зельдович:
Подобные астрофизические комплексы существуют. Есть на Кавказе, в Осетии, в Японии есть, в Америке. Как правило, это довольно большие сооружения. Правда, выглядят они по-другому, чем в фильме. Остальное мы с Владимиром додумали.
Вита Рамм:
И где вы снимали?
Александр Зельдович:
На Алтае, в самом конце - на самом верху. Странные места. Могу рассказать, как туда попасть. Летите до Барнаула, потом на машине до районного центра Кош-Агач. Просто так туда не заедешь, это пограничная зона и требуется специальный пропуск. Там есть гостиница. Хозяин Сережа.
Вита Рамм:
А если бы Мишень там оказалась такой, какой вы со своим соавтором нафантазировали, вы бы стали себя облучать, чтобы остановить старение хотя бы на тридцать лет? Это же сколько фильмов еще можно было снять!
Александр Зельдович:
Я бы согласился, наверное, хотя это было бы довольно рискованным делом. Сорокин в одном из интервью ответил, что отказался бы.
Вита Рамм:
А где вы нашли такую роскошную трассу?
Александр Зельдович:
Снимали мы на взлетной полосе. Фур было всего несколько. Остальное – чудеса компьютерной графики.
Вита Рамм:
Она действительно впечатляет не меньше, чем внешность
Максима Суханова или телевизионное кулинарное шоу, в котором блистает Данила Козловский. Но по окончании сеанса я сделала печальный вывод, что Мишень - вовсе не установка, дарующая свободу, молодость и счастье, как говорят в фильме, а сам человек.
Александр Зельдович:
Человек и есть мишень для всего на свете. Каждый персонаж после поездки к Мишени, меняется, но перемены не улучшают их жизнь так, как они хотели. Мишень освободила их внутренний мир, а в нем оказалось много сюрпризов. Ставки оказались серьезней, чем они могли предположить.
Вита Рамм:
В фильме, на мой взгляд, много плоти, много эротики. Без нее никак? Признаюсь, эпизод на сеновале смутил даже меня, привыкшую к разным степеням вольности на экране.
Александр Зельдович:
Мишень освободила чувственную сторону каждого. В нас есть разные тела - физиологическое, психологическое, духовное. Первые два откликаются в первую очередь. Многие, кстати, обходятся и без духовного тела, кому-то хватает физиологического. Кто-то из героев не справился с собственным освобождением. А насчет счастья - смысл счастья в том, что оно конечно.
Вита Рамм:
Не зря в фильме так угрожающе звучит мудрая фраза «и становится так хорошо, что плохо». Почему в соавторы сценария вы вновь пригласили Владимира Сорокина?
Александр Зельдович:
Потому что Владимир выдающийся русский писатель, обладающий талантом отличать правильное от неправильного, точное от неточного.
Вита Рамм:
Как складывались ваши отношения с продюсером?
Александр Зельдович:
Ничего бы не случилось, если бы Дмитрий Лесневский не поддержал эту идею. Взаимоотношения продюсера и режиссера не могут быть абсолютно лучезарными, это всегда борьба, но между мной и Дмитрием никогда не возникало тупо конфликтных ситуаций, борьба всегда была плодотворной, возникали новые решения, в результате картина выигрывала.
Вита Рамм:
В фильме «Москва» звучат песни Леонида Десятникова. Они затем были изданы и слушаются как самостоятельные музыкальные произведения. В «Мишени» вы работали с композитором в классическом стиле, когда музыка вплетена в ткань всего фильма.
Александр Зельдович:
Леонид – большой профессионал. Он читал сценарий, затем смотрел смонтированный материал, ведь музыка для фильма пишется под точный метраж, и он не превышал ни секунды. Сорокин выдающийся писатель, а Леня - выдающийся русский композитор.
Вита Рамм:
Зою играет английская актриса Джастин Уоддэлл. В России не нашли или не искали? И на дубляж не надо было бы тратиться.
Александр Зельдович:
Джастин озвучила свою роль сама. Легкий акцент, который слышен, придал образу некую странность и вопрос – откуда же эта женщина. Джастин оказалась очень целеустремленным, трудолюбивым человеком, она учила русский язык по советскому классическому кино, в которое настолько влюбилась, что в Англии она собирается организовать компанию для дистрибуции классических русских фильмов. Она приедет в Москву на Гала – премьеру.
Вита Рамм:
Как вы ее нашли?
Александр Зельдович:
Актрису на роль Зои мы искали не только в Москве, в России, но по всей Европе, в том числе и в Польше, где наши режиссеры всегда находили исполнительниц женских ролей. Но это было не то, что хотелось бы мне и продюсеру. И тогда мы обратились к британскому кастинг-директору. Она стала нам присылать DHL огромные конверты с фотографиями. В одном из них мы обратили внимание на лицо Джастин и попросили записать с ней видеоролик. Посмотрев его, поняли, что актриса на ключевую роль найдена.
Вита Рамм:
Зою нашли в Британии, а актера на роль Николая – в театре города Советск Калининградской области. Ваш диапазон поисков и тщательность подбора ансамбля поражает масштабами.
Александр Зельдович:
Лицо Виталия Кищенко я увидел в архивах театральной премии «Золотая маска» и искал актера целенаправленно. Я чувствовал, что мне нужен он и только. Забавно, что на этом же этаже монтировал «Изгнание» Андрей Звягинцев, где Виталий уже снялся. И пока не появилась в съемочной группе Гета Багдасарова, мои поиски были безуспешными. Гета лучше всех, я полагаю, знает актеров со всей страны, не только столичных.
Вита Рамм:
Продолжая аналогии с «Анной Карениной» Вронский в лице Виталия Кищенко просто супер мачо 21 века.
Александр Зельдович:
В жизни он милый, даже застенчивый человек, но до съемок два месяца не вылезал из спортзала, чтобы накачать свою фигуру до нужной кондиции. И на лошади скакать научился. Артист он выдающийся, я очень доволен работой с ним.
Вита Рамм:
В титрах я заметила еще английскую фамилию. Это монтажер Нил Фарелл. Почему на таком, святом для режиссера этапе, вы пригласили иностранца?
Александр Зельдович:
Мы работали с отличным монтажером Андреем Назаровым. Материала было очень много и в какой-то момент мы поняли, что нужен еще один глаз. Нил - сделал все картины Кеннета Браны, и не только. У нас сложился прекрасный диалог. Диалог - это самое важное. Кино делает коллективное тело. Один из ключевых авторов картины - оператор Александр Ильховский. Он - выдающийся русский оператор. Прекрасно отличает точное от неточного, а в различении правильного и неправильного с ним вообще мало кто отважится соревноваться.
Вита Рамм:
И вот фильм снят, показан на МКФ в Берлине и в Москве. 30 июня начинается его российский прокат. Столько усилий вложено в создание, столько талантливых людей работало для того, чтобы «Мишень» пронеслась по стране метеором за пару недель и попала на пиратские скачивания в торрентах?
Александр Зельдович:
«Москву» можно было найти в кинотеатрах два года. «Мишень» - фильм для длинного «сарафанного радио». Например, кто-то посмотрел, пару дней подумал, посоветовал другому. Это требует времени и не вписывается в формат - уикенд – неделя - уикенд. Но у нас слишком мало в стране экранов, чтобы можно было играть в долгую.
Вита Рамм:
Почему фильма не было в конкурсной программе «Кинотавра»?
Александр Зельдович:
Они нас приглашали, но одновременно ММКФ предложил гала премьеру. И мы предпочли показ в Москве.