Режиссер, сценарист, продюсер, актер
Родился 27 декабря 1963 г., в г. Буэно-Айрес, Аргентина.
Сын известного аргентинского художника. Впервые Гаспар задумался о карьере режиссера в 7 лет после просмотра фантастического фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Благодаря друзьям, работавшим в кинотеатре, Гаспар смотрел кино каждый день. На глаза ему попадались и картины, предназначенные для взрослой аудитории, что в дальнейшем повлияло на его собственное творчество и мировосприятие. Когда ему исполнилось 12, его семья вновь переехала, на этот раз в Париж. Гаспар изучал французский язык, а спустя 5 лет поступил в Кинематографический колледж Луи Люмьера. Окончив колледж, продолжил образование и поступил в Университет Парижа на философский факультет.
Когда Ноэ исполнилось 22 года, он устроился помощником аргентинского режиссера Пино Соланоса на время съемок его знаменитого фильма «Танго. Изгнание Гарделя». Работа вдохновила его на создание собственной короткометражной ленты. К сотрудничеству с Соланосом Гаспар вернулся в 1988-м на съемках картины «Юг».
Спустя 3 года он начал писать сценарий к своему будущему фильму «Вход в пустоту», находясь под впечатлением от картины Роберта Монтгомери «Леди в озере». Как признается сам Ноэ, он никогда не верил ни в какие высшие силы, однако его всегда интересовала «жизнь после смерти», что и стало главной мотивацией снятия подобной картины. Написание сценария затянулось на 15 лет, прежде чем зрители смогли увидеть очередную неоднозначную картину знаменитого кинорежиссера.
Гаспар Ноэ дебютировал как продюсер короткометражной ленты «Лунный загар». Фильм длился 18 минут. В 1991 году вдохновленный первой картиной режиссер приступил к съемке очередной короткометражной ленты «Падаль». Проект был создан продюсерской компанией Les Cinémas de la Zone, которую режиссер основал вместе со своей девушкой Люсиль Хаджихалилович. Начинающие режиссеры сняли 40-минутную картину, повествующую о неоднозначных взаимоотношениях мясника и его немой дочери. Эта короткометражка заставила киномир обратить внимание на восходящую звезду молодого продюсера и сценариста, поскольку с успехом участвовала в ряде конкурсных программ Каннского кинофестиваля и получила награды, несмотря на явный сексуальный подтекст ленты.
Вдохновленный успехом Гаспар задумал снять полнометражный фильм на основе собственной картины «Падаль», однако столкнулся с проблемами финансирования проекта. Так и не найдя инвестиций, режиссер решил на время перейти в более прибыльную сферу кинематографа, занявшись производством музыкальных клипов. Параллельно Ноэ работал редактором телепрограмм на французском канале Canal+. К 1996 году Ноэ удалось собрать деньги для съемки первого полнометражного фильма «Один против всех». В центре картины вновь оказался мясник из короткометражки «Падаль», однако фильм рассказывал о другом временном промежутке его жизни. Гаспар снимал картину 2,5 года, временами испытывая финансовые затруднения и приостанавливая съемки. Всех персонажей сыграли те же актеры, которые участвовали в предыдущем фильме. Завершив съемки, Ноэ продемонстрировал картину на очередном Каннском фестивале в 1998 году. Режиссерский дебют Гаспара был встречен тепло, завоевав премию Critics' Week в Каннах.
В 1997 году Гаспар попробовал себя в качестве актера, сыграв второстепенного персонажа в криминальной картине «Доберман» своего друга, режиссера Яна Кунена.
В 2001-м Ноэ приступил к съемкам новой картины «Необратимость», где главные роли воплотили Моника Беллуччи и Венсан Кассель. Гаспар выступил в качестве режиссера, продюсера, сценариста и оператора фильма, также сыграв эпизодическую роль в ленте. В августе завершились съемки, а премьера картины состоялась на Каннском фестивале в 2002-м. Лента вызвала неоднозначную реакцию у зрителей, более 250 человек просто покинули зал, а оставшиеся люди массово падали в обморок во время просмотра. Позднее причина такого состояния публики была раскрыта: в первые минуты фильма режиссер использовал низкочастотные шумы, которые на подсознательном уровне вызывают у человека тревогу и различные расстройства. Критики также были неоднозначны в отзывах, однако те немногие из них, кто сумел досмотреть «Необратимость» до конца, аплодировали таланту Гаспара Ноэ стоя. Скандальный фильм с двумя неоднозначными сценами изнасилования и жестокого убийства, снятыми с использованием цифровых технологий, был запрещен в некоторых странах, в частности на территории Республики Беларусь. В 2020-м перемонтированная версия картины вышла под названием «Необратимость: полная инверсия».
В 2008 году режиссер приступил к съемкам фильма «Вход в пустоту», сценарий к которому он писал последние 15 лет. Ноэ решил снимать картину на английском языке, поэтому кастинг актеров проводился в США. Некоторых артистов режиссер нашел в Японии, где и прошли основные съемки ленты. Впервые фильм был показан на Каннском кинофестивале в 2009-м, а на экранах США появился только год спустя и в более сжатой версии. Как и предыдущие фильмы Гаспара, лента вызвала неоднозначные отзывы как у зрителей, так и у критиков из-за обильного количества сцен с употреблением запрещенных веществ и сексуальной тематикой.
К сексуальной теме Гаспар вернулся в 2014 году, заявив о начале съемок эротического фильма в популярном формате 3D под названием «Любовь». Актрис на главные роли режиссер нашел в одном из клубов города, а роль главного героя Мерфи сыграл знакомый его друга. Картина была снята в стиле эротического триллера и содержала множественные сцены сексуального характера, которые не были постановочными. Фильм был показан на Каннском кинофестивале в 2015 году вне конкурсной программы.
После 3-летнего перерыва Гаспар вновь поразил публику очередным шедевром в жанре триллер. Летом 2018 года на Каннском кинофестивале Ноэ представил проект «Экстаз» с Софией Бутеллой в главной роли. Картина рассказывает о выпускниках школы современного танца, устроивших по поводу окончания учебного заведения громкую вечеринку. Как сообщил в интервью режиссер, сначала кинолента снималась без определенного сценария на территории заброшенной школы в Витри. Ноэ добивался от актеров-танцовщиков состояния одержимости и транса подобно ощущениям участников оккультных ритуалов. Съемки продлились 2 недели. Сам режиссер считает этот фильм лучшим в своей биографии, Гаспар всегда мечтал снимать кино быстро, не теряя творческую волну, пребывая в постоянной импровизации. Интересно, что титры в триллере используются в середине повествования, разделяя действо на две половины. Как объяснил Ноэ, тем самым он хотел добиться сбоя в привычном восприятии киноповествования. Благодаря новой работе Гаспар стал лауреатом премии Международной конфедерации художественного кино (C. I. C. A. E.) в номинации Двухнедельник режиссеров. На швейцарском Фестивале фантастических фильмов в Невшателе кинолента была отмечена наградой NARCISSE H. R. Giger Award.
Следующий проект Ноэ, артхаус «Вечный свет», демонстрировался во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля в 2019-м. Лента о съемках фильма, ведьмах и пытках с Шарлоттой Генсбур и Беатрис Даль получила противоречивые отзывы. Из-за впечатляющей 10-минутной сцены со стробоскопами на премьере в Каннах у зала дежурили парамедики, опасаясь, что зрителям станет плохо.
Оригинальным творческим приемом разделения экрана отличается драма Гаспара «Вихрь», в котором главные роли сыграли режиссер и сценарист Дарио Ардженто и Франсуаза Лебрюн. Картина о жизни и смерти пожилой пары, отягощенной болезнями, для Гаспара является отчасти биографический, поскольку была вдохновлена собственным опытом: его мать больна деменцией, а сам Ноэ в начале 2020-го пережил кровоизлияние в мозг и едва не умер. Для продюсера этот психологический фильм нехарактерен, поскольку в нем нет ни одного обнаженного тела или сцены насилия. Премьера «Вихря», как и прочих фильмов Ноэ, состоялась на Каннском МКФ.
Фильмография
Режиссер
Любовь /Love/ (2015)
Short Plays (2014)
Гавана, я люблю тебя /7 días en La Habana/ (2012)
SebastiAn: Love in Motion (видео, 2012)
42. Один порыв воображения /42 One Dream Rush/ (2009)
Вход в пустоту /Enter the Void/ (2009)
8 (2008)
Запрещено к показу! /Destricted/ (2006)
Eva (2005)
Intoxication (2002)
Необратимость /Irréversible/ (2002)
Sodomites (1998)
Один против всех /Seul contre tous/ (1998)
Une expérience d'hypnose télévisuelle (ТВ, 1995)
Падаль /Carne/ (1991)
Pulpe amère (1987)
Tintarella di luna (1985)
Сценарист
Любовь /Love/ (2015)
Гавана, я люблю тебя /7 días en La Habana/ (2012)
Вход в пустоту /Enter the Void/ (2009)
8 (2008)
Необратимость /Irréversible/ (2002)
Один против всех /Seul contre tous/ (1998)
Une expérience d'hypnose télévisuelle (ТВ, 1995)
Падаль /Carne/ (1991)
Pulpe amère (1987)
Tintarella di luna (1985)
Продюсер
Любовь /Love/ (2015)
Вход в пустоту /Enter the Void/ (2009)
Необратимость /Irréversible/ (2002)
Один против всех /Seul contre tous/ (1998)
Актер
9 месяцев строгого режима /9 mois ferme/ (2013)
Доберман /Dobermann/ (1997)
Le rocher d'Acapulco (1995)
Танго, Гардель в изгнании /El exilio de Gardel: Tangos/ (1985)