Режиссер, продюсер
Родился 31 августа 1951 года в Ленинграде.
Отец был выдающимся советским режиссером-документалистом, лауреатом Сталинской премии. Он прославился циклом документальных фильмов, посвященных героической борьбе жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Будущий режиссер многому научился у отца, ведь Ефим Юльевич с малых лет брал сына на съемки.
В детстве Алексей Учитель посещал творческие мастерские при Дворце пионеров, где сначала изучал кинематограф, а впоследствии переключился на фотографию. После школы отправился в Москву поступать во ВГИК, но не на факультет режиссуры, а на операторский. На этом настоял Ефим Юльевич, убежденный в том, что для закладки фундамента мастерства кинорежиссера необходимо сначала побывать в роли оператора, чтобы лучше понимать визуальную составляющую профессии. Позже Алексей с благодарностью вспоминал ценную рекомендацию отца.
Первая попытка поступления оказалась неудачной: Алексея не приняли, несмотря на высокие оценки на вступительных экзаменах и известную в кинематографических кругах фамилию. Заведующий кафедрой документального кинематографа ВГИКа на собеседовании порекомендовал Алексею сначала получить опыт армейской службы, после которой обещал принять его без экзаменов. Учитель не послушался этого совета и следующий год проработал ассистентом оператора на студии документальных фильмов. Режиссер вспоминает, что для успешного результата требовалось сдать восемь экзаменов, из которых семь — на пятерки и лишь один — на четверку. Такие строгие правила были обусловлены огромным конкурсом, который составлял 300 человек на место. Тем не менее в 1969 году Алексей сдал экзамены и был зачислен во ВГИК.
Проучившись в Москве, возвратился в родной Ленинград и поступил на работу в киностудию документальных фильмов. В 1977 году была снята дебютная картина «Сто тысяч “я”». Спустя 3 года появилась документальная короткометражка, посвященная лучшим танцплощадкам Советского Союза, названная Учителем «Сколько лиц у дискотеки». Дальше последовали еще 10 проектов, которые режиссер выпускал в среднем по одному каждые 2 года. Оттачивая стиль и набираясь опыта, Алексей принимал участие в создании кинематографических лент эпохи, откликаясь своим творчеством на актуальные события общественной жизни страны. Поворотный момент в жизни мастера наступил в 1986 году. Тогда он снял легендарный фильм «Рок», в котором в форме нескольких киноновелл запечатлел жизнь знаменитых, но на тот момент ведущих полуподпольное существование музыкантов. Режиссер поставил перед собой задачу показать рок-исполнителей в их естественной среде обитания.
Следующий фильм (документальная лента «Обводный канал») особенно любим и дорог режиссеру. Как известно, Обводный канал в Санкт-Петербурге представляет собой искусственно созданные 5 км водного пути, проезжая по которому Алексей Учитель обратил внимание на соседство на его берегах самых разных заведений: трех сумасшедших домов, дворцов культуры, духовной академии. Основной мыслью картины, по словам режиссера, было то, что никогда нельзя с точностью сказать, за какой из стен скрывается сумасшедший дом.
В 1992 году режиссер возглавил ТПО "Рок".
Заработав имя на документальных фильмах, Учитель обратился к игровому кинематографу. Этот переход произошел благодаря судьбоносному стечению обстоятельств. В 1995 году постановщик готовился экранизировать биографию великой балерины Ольги Спесивцевой. Вскоре после начала съемок главная героиня, находившаяся в весьма преклонном возрасте, умерла. Можно было закончить картину, набрав недостающий материал из воспоминаний людей, близко знавших Ольгу Спесивцеву, но такой метод шел вразрез с творческим кредо мастера. Дело в том, что Алексей взял за правило не использовать интервью в документальном кино. Стиль Учителя состоит в фиксации естественных реакций героя, проявляющихся в разных обстоятельствах. Но, когда главной героини ленты не стало, у режиссера возникла идея выйти из положения, сменив концепцию. Так вместо документального кино он впервые снял игровое. Сценарий для драмы написала Авдотья Смирнова, а главную роль в фильме исполнила Галина Тюнина. Ключевых персонажей киноленты сыграли также Михаил Козаков и Евгений Сидихин. Сняв игровую картину, получившую название «Мания Жизели», Алексей Ефимович осознал, насколько отличаются друг от друга две сходные на первый взгляд профессии. Лента имела громкий успех и получила ряд престижных наград как в России, так и на кинофестивалях во Франции и Италии.
Учитель продолжил сотрудничество с Дуней Смирновой, написавшей для него сценарий следующей биографической киноленты — драмы о русском писателе Иване Бунине. Сначала предполагалось назвать картину «Женское имя», но в 2000 году фильм вышел на экраны под названием «Дневник его жены». Критики и зрители оценили проект, вручив Гран-при «Кинотавра» и премии «Ника» в трех категориях. Роль Ивана Бунина досталась Андрею Смирнову, других главных героев сыграли Галина Тюнина, Евгений Миронов и Ольга Будина.
В 2003 году зрители увидели еще один совместный продукт Учителя и Смирновой — художественный фильм «Прогулка», которым открылся 15-й Московский кинофестиваль. Эта лента признана современной классикой российского кинематографа и удостоилась целого ряда престижных кинонаград в РФ и далеко за ее пределами. Главные роли в фильме достались молодым актерам Ирине Пеговой, Павлу Баршаку и Евгению Цыганову, которые только начинали свой путь в кино. В 2005 году поклонники таланта Учителя увидели новый проект — драму «Космос как предчувствие». В ней снова появились любимые артисты, которых режиссер часто приглашает в свои проекты: Евгений Миронов, Ирина Пегова и Евгений Цыганов. За режиссерскую работу Алексей получил награду «Золотой орел».
Мелодраму «Связь», сценарий к которой написала опять же Смирнова, Алексей сопровождал как продюсер. Авдотья впервые села в режиссерское кресло, и дебют оценили коллеги по цеху, вручив постановщику премию «Кинотавра» в соответствующей номинации. А в 2008 году требовательные зрители, которые знают толк в качественном кино, получили новый сюрприз от мастера — картину «Пленный». Это российско-болгарский проект Алексея Учителя, снятый по произведению Владимира Маканина «Кавказский пленный». Премьера состоялась в Санкт-Петербурге в сентябре 2008-го и вызвала яростные споры и противоречивые отзывы. Картина не получила ни одной премии на «Кинотавре», зато представила страну на 43-м Международном кинофестивале в Карловых Варах, где заработала приз за лучшую режиссуру. После этого «Пленный» открыл фестиваль российского кино «Окно в Европу», который проходил в Выборге.
В 2013 году на очередном кинофестивале в Торонто Алексей Ефимович представил криминальную драму «Восьмерка». Это экранизация одноименной повести русского писателя Захара Прилепина. В 2018 году началась подготовка сериала об адвокате Федоре Плевако. На главную роль был приглашен Владимир Машков. Консультантом картины о блистательном юристе XIX века, на чьи выступления в суде собирались толпы народа, стал знаменитый адвокат нашего времени Генри Резник, к которому обращаются звезды политики и шоу-бизнеса. Студия «Рок» осенью выпустила дебютную картину режиссера Филиппа Юрьева «Китобой», спецпоказ состоялся в октябре 2020-го. Фильм повествует о знакомстве чукотского охотника с интернетом и девушкой из видеочата. Внезапная влюбленность меняет для юноши все. В картине сыграли Кристина Асмус и Владимир Онохов.
Осень также ознаменовалась выходом спортивной мелодрамы Ильи Учителя «Стрельцов». Алексей Ефимович выступил продюсером проекта. Алексей Ефимович сосредоточился на продюсировании дебютных проектов своих воспитанников. Один из них, фильм «Миттельмарш» Софьи Мелединой, был показан на фестивале «Окно в Европу» в августе 2022 года. Годом ранее там же состоялся показ ленты «Земун», которая была поставлена в студии «Рок». В широкий прокат картина вышла в ноябре 2022-го. Той же осенью мэтр российского кино стал обладателем памятного знака «350 лет Петру Великому». Торжественное награждение совпало с открытием фестиваля «Послание к Человеку», главой которого Учитель стал в 2010-м. А немногим ранее кинодеятель оставил свой пост в российском оскаровском комитете.
В 2023 году в прокат вышла картина «Ниша» ученика Алексея Ефимовича Антона Ермолина. Несколько лет Учитель вынашивал идею о съемке фильма о Дмитрии Шостаковиче. Ему интересна не просто жизнь композитора-новатора. Главная идея фильма — показать отношения музыканта и власти. За основу сценария поначалу взяли роман-биографию советского композитора «Шум времени», написанную британским писателем Джулианом Барнсом. Также весной 2024-го в кинотеатрах стартовал показ сказочной картины «Летучий корабль», спродюсированной Учителем и созданной на базе его студии. Режиссером в этом проекте выступил его сын Илья, а в касте были задействованы любимые зрителями актеры Сергей Гармаш, Федор Добронравов, Леонид Ярмольник, а также певица Полина Гагарина.
НаградыПриз «За лучшую режиссуру» на 43-ем МКФ в Карловых Варах (2008)
Приз "За лучший фильм" на 19-ом Международном фестивале восточноевропейского кино (Коттбус, 2008)
Премия Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой Орел-2005» «За лучшую режиссуру» (2005)
МКФ в Москве (Главный приз "Золотой Святой Георгий" за лучший фильм, фильм "Космос как предчувствие") (2005)
Главный приз Международного кинофестиваля в Кливленде (2003)
Международного кинофестиваля в Сиракузах (2003)
Три приза 13-го Международного фестиваля восточноевропейского кино (Коттбус, 2003)
РКФ "Литература и кино" в Гатчине (Большой приз жюри, фильм "Дневник его жены") (2001)
Народный артист России (2001)
МКФ "Лiстапад" в Минске (Приз "Бронза "Лiстапада", фильм "Дневник его жены") (2000)
ОРКФ в Сочи (Гран-при за лучший игровой фильм, фильм "Дневник его жены") (2000)
Премия "Ника" (За лучший игровой фильм, фильм "Дневник его жены") (2000)
МКФ остросюжетного фильма в Каттолике (Приз жюри, фильм "Мания Жизели") (1997)
Заслуженный деятель искусств России (1996)
КФ русских фильмов в Онфлере (Приз за лучший фильм, фильм "Мания Жизели") (1996)
ОКФ неигрового кино "Россия" в Екатеринбурге (Первый приз в конкурсе п/м фильмов, фильм "Баттерфляй") (1993)
МКФ неигрового кино в Борнхольме (Первый приз, фильм "Обводный канал") (1991)
Премия Ленинского комсомола (фильм "Сколько лиц у дискотеки?") (1980)
Фильмография
РежиссерГустав (2009)
Пленный (2008)
Космос как предчувствие (2005)
Прогулка (2003)
Дневник его жены (2000)
Мания Жизели (1995)
Баттерфляй (1993)
Обводный канал (1990)
Рок (1988)
Продюсер
Густав (2009)
Игра (2008)
Пленный (2008)
Враги (2007)
Связь (2006)
Космос как предчувствие (2005)
Собака Павлова (2005)
Игра в модерн (2003)
Прогулка (2003)
Дневник его жены (2000)
Сиреневые сумерки (2000)
Мания Жизели (1996)